Мэрия Бишкека без устали трудится над улучшением транспортного обслуживания жителей столицы. Так, по крайней мере, нам сообщают.
Сейчас работники муниципалитета выпустили на городские улицы сотню новых автобусов. Для части из них нарисовали три новых маршрута. Это хорошо. Затем, усердно подумав, сняли с нескольких привычных маршрутов бусики, которые их обслуживали, и по ним тоже пустили большие автобусы. Даже номера не стали менять. Говорят, так горожанам будет легче понимать, куда движутся автобусы. К тому же было обещано, что интервал машин не будет превышать пяти-семи минут. В наших условиях – это просто сказка. Так часто общественный транспорт, кажется, в последние три десятка лет вообще никогда не ходил.
И всё бы ничего, но вечно недовольный народ начал возмущаться. Люди вопрошают: где обещанная сказка? Интервалы большие – ждать приходится долго. Мало того, если маршрутки работали почти до полуночи, то муниципальный транспорт завершает работу гораздо раньше. Кому в таком случае стало лучше? Вопрос риторический. Даже думать не надо. Ясно, что не народу, а таксистам. Они теперь в позднее время готовы оказать услуги, правда, при этом могут заламывать любые цены. Конкурентов-то на ряде столичных направлений просто ликвидировали.
Если люди раньше не замечали работу мэрских чиновников (исключение всё ломающий вице-мэр Орунтаев), то теперь многие на себе смогли её прочувствовать. Теперь никто не сможет сказать, что городское руководство прохлаждается. Оно трудится. Правда, лишь в меру своих руководящих талантов.
Ещё один пример чиновничьего усердия – создание выделенных линий для общественного транспорта. Тут, надо признать, никто ничего не придумал. Взяли чужой опыт. Внедрили. Опять же, как смогли. Начали с южной магистрали. Видимо, посчитали, что там не очень большая транспортная загрузка. Поэтому рисовать красивые жёлтые линии начали там. Первый результат получили сразу же – на дороге образовались огромные пробки. Зато есть выделеная пустая полоса, на которую под страхом больших штрафов никому не позволительно выезжать.
Кстати, здесь мэр Эмилбек Абдыкадыров получил результат, которого добивался. Как задумал – так и получилось. Как бы парадоксально это ни казалось. Недавно вместе со своими заместителями и руководителями городских служб он рассказывал журналистам о реформе в сфере общественного транспорта. Тогда градоначальник заявил: «Остановки, общественный транспорт, дороги, парковки должны быть одной системой. Выделение отдельной полосы для общественного транспорта – начало работ. Также будут перенесены остановки, ликвидированы парковки вдоль дорог». И добавил, что главная цель наличия отдельной полосы для общественного транспорта – чтобы люди пересели с частного транспорта на общественный. Поэтому чем больше будет пробок, тем скорее народ поймёт, что в Бишкеке на собственных машинах передвигаться станет практически невозможно. Это столичные автовладельцы уже почувствовали.
Поскольку на всех центральных улицах, транспорт на которых и сейчас уже стоит, причём не только в часы пик, а практически весь день, рано или поздно тоже нарисуют выделенные линии, то транспортный коллапс будет гарантирован во вселенском, естественно, в границах города масштабе. Вот тогда все и пересядут на автобусы и троллейбусы. Ведь и маршрутки из центра окончательно уберут.
Коли все станут пассажирами, то в муниципалитете решили уже сейчас повысить тарифы на проезд. Как сообщил вице-мэр Максатбек Сазыкулов, предлагается повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 20-22 сомов. За эти деньги гражданам обещают (сколько подобных обещаний мы уже слышали) обеспечение комфортным, своевременным и в требуемом количестве общественным транспортом. Будут у нас сплошь новые и современные автобусы большой вместимости, да к тому же и экологически чистые. Сейчас на городские дороги уже выпустили сотню новых автобусов, еще сто начнут работать (когда на них водителей найдут) в ближайшее время. Обещают, что до текущего конца года, в котором осталось меньше четырёх месяцев, придут и начнут курсировать по городу 800 новых автобусов. Кто хочет – может в это верить.
Сазыкулов пояснил необходимость повышения стоимости проезда: «Когда цены на дизельное топливо были 56 сомов за литр, себестоимость перевозки одного пассажира составляла 18,7 сома. Сейчас стоимость горючего еще выше. Да и газ подорожал. Раньше он был 19,21 сома, а сейчас почти 30 сомов стоит. Электричество тоже дорогое, да и запчасти дорожают. Даже если округлять, то тариф будет минимум 20 сомов. Однако сейчас речь идёт не о повышении тарифов, а об их выравнивании к себестоимости. Тарифы должны хотя бы покрывать расходы. Если этого не делать, то через два года снова будет старый автопарк и транспортный коллапс».
Поэтому в мэрии решили долго не ждать и сотворили коллапс уже сейчас. Кажется, он уже навсегда.
Александр НИКСДОРФ.