• Заместитель министра энергетики республики Таалайбек Байгазиев сообщил общественности: «В связи с дефицитом воды в Токтогульском водохранилище, мы намерены полностью запретить электрическое отопление».

Народ вздрогнул и задумался, что может последовать вслед за этим? Неужели зимой придётся сидеть без света? Жить в потемках? Детям делать уроки при свечах? Однако энергетический чиновник тут же попытался успокоить граждан и бодро заявил: «Веерных отключений не будет. Мы обеспечим бесперебойную подачу света. Только перейдем в режим сбережения. Каждый дом получит необходимый объем электроэнергии. Для холодильника, телевизора и электроплит свет будет».

Далее Байгазиев поведал, что важно в этом деле вести качественную информационную работу. Он сказал: «Мы в начале и в конце мероприятий в тойкана (куда, по мнению замминистра, толпами ходит народ), по радио и телевидению показываем ролики о необходимости экономить электричество». Так и видится, как народ в ярко освещённых ресторанах жуёт мясо, а ему втолковывают что-то про световую рачительность.

 

Глупый вопрос: как можно жить в режиме экономии электроэнергии и при этом получать её в необходимых объёмах? Или, стараясь подавать электроэнергию в дома кыргызстанцев, зимой вновь начнут отключать от электроэнергии бани, салоны, а вслед за ними и производственные предприятия? Мы это уже проходили.

Но гораздо интереснее, как ведомственные борцы за экономию электроэнергии будут выявлять граждан, использующих для отопления домов электроэнергию? Станут регулярно отслеживать потребление по счётчикам и утверждать, что столько холодильник с телевизором «накрутить» не могут? А может быть, будут ходить по улицам и высматривать дома, из которых в холода из труб не идёт дым? Это вполне реально – дыма нет, значит, жилище на электрическом отоплении. Логично же? Зайдут, опечатают электрокотлы и даже комнатные электронагреватели, как уже делали в прежние годы. Конечно, кое-кто, имеющий деньги, может обогреваться дорогим газом, но таких мало. Однако и их тоже проверят.

Но тут на поверхность выходит другая сторона проблемы. Представляю, как навстречу энергетическим контролёрам будут идти инспектора из экологического ведомства. У тех ребят задача прямо противоположная – они, наоборот, стараются выявлять, у кого печи дымят и загрязняют атмосферу. Это тоже непорядок. Но, зато сколько проверяющих будут при деле!

Ещё бы во всей этой кутерьме о людях думали. Ведь теперь владельцам собственного жилья придётся ломать голову, что делать, чтобы зимой не замерзнуть? Нужно ли им проявлять гражданскую ответственность и усердно думать, что важнее – экология или экономия электроэнергии?

 

  • Экс-министр образования Каныбек Иманалиев, поохав, что четыре директора столичных школ, словно государственные преступники, оказались под арестом, заявил, что нужно менять условия контракта с директорами школ. По нынешнему положению директоров назначают на конкурсной основе на пять лет. Иманалиев считает, что это слишком долгий срок. Он хотел прописать в трудовых договорах, что руководители в течение двух лет должны дать результаты – выпускники иметь высокий балл на ОРТ, а отличники легко преодолевать тестирование «Алтын тамга». Иначе будут искать нового директора. Глава ведомства сказал: «Директоров назначают на пять лет, но у детей нет столько времени, чтобы ждать, когда директор что-то изменит в их школе».

 

Глупый вопрос: почему бы подобный подход не применить, например, к депутатам парламента, которых выбирают на пять лет? Если через пару годков люди в стране не стали жить лучше – всех на выход. И новые выборы. Может быть, даже с тестированием. И не мучить электорат голосованием.

 

  • Мэрия Бишкека инициировала запрет на продажу и сжигание угля с месторождения Кара-Кече. Мол, тепла от него немного, а дыма – предостаточно. ГП «Кыргызкомур» сообщило, что на топливных базах города уже продаётся казахстанский уголь «Шабыркуль». Говорят, что цены достигли 6-9 тысяч сомов за тонну. Помнится, в прошлом году кабмин запретил реализацию угля по цене выше четырёх тысяч сомов. Но нынче времена изменились. У народа стало много денег. Кто не хочет мерзнуть – пусть раскошеливается.

 

Глупый вопрос: теперь людям нужно будет топить только импортным углем? Что делать отечественной угольной компании? Правда, прозвучало странное заявление, что уголь из Кара-Кече ухудшает экологию, если используется в частных домах, а на ТЭЦ Бишкека его можно будет использовать в полной мере. В большой «топке» он, видимо, безвреден. В мэрии, надо полагать, как всегда всё хорошо продумали. Однако с топливом могут возникнуть проблемы, поскольку Казахстан вводит ограничения на экспорт угля. И что делать с запретом?

 

  • Президент объявил выговор главе НТРК Болотбеку Тиллебаеву, назначенному на должность лишь в марте нынешнего года. Выговор наложен за «ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей». Подробнее ничего не сказано.

 

Глупый вопрос: как людям понять, что подразумевается под «ненадлежащим исполнением»? То ли главный телевизионщик что-то натворил в хозяйственной деятельности, то ли прозевал вольности журналистов, решившихся с экрана сказать нечто недопустимое?

 

  • Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики КР предлагает убрать повышающий коэффициент при расчете тарифов на электричество. Соответствующий проект постановления кабмина вынесен на общественное обсуждение. Мол, зачем нам устанавливать тариф, который потом нужно на что-то умножать. Пусть потребители сразу знают, по какой ставке должны платить за электричество.

 

Глупый вопрос: что это нововведение даст обществу и экономике? Ведь в итоге, как заявили в министерстве, ничего не изменится? Просто чиновники от энергетики скажут, что они не просто так сидели в своих кабинетах, а что-то придумывали. А может быть, через некоторое время к новым тарифам опять начнут применять коэффициенты? Ведь энергетической отрасли нужны деньги? Об этом и так много сказано. Так, чтобы не устанавливать новые тарифы, просто в очередной раз умножат действующие.

 

  • Министерство цифрового развития предлагает больше пользоваться госпорталом электронных услуг. В онлайн-режим хотят перевести подачу заявлений на регистрацию и расторжение брака, регистрацию рождения ребенка, регистрацию смерти, смены фамилии, имени и отчества. Это, как отмечают в ведомстве, позволит повысить качество оказываемых населению госуслуг. При этом выдача соответствующих бумажных документов станет необязательной. Достаточно будет цифровых свидетельств о госрегистрации в мобильном приложении «Тундук».

 

Глупый вопрос: неужели в скором будущем станет ненужным Дворец бракосочетания, если вся регистрация перейдёт в онлайн? И никто уже не будет спрашивать у жениха с невестой готовы ли они взять друг друга в жены-мужья? Да и свидетели процесса станут брачным рудиментом? Скучно же! Если так пойдёт, то скоро и свадебные тои уйдут в онлайн. Все гости будут сидеть дома перед компьютером и радоваться за новобрачных. Только что делать с устуканами? Как их перевести в цифровой режим?

 

  • Президент посетил больницу Кыргызско-Турецкой дружбы в Бишкеке, где была проведена первая в этом заведении операция по трансплантации внутренних органов. В ходе встречи с медиками он предложил начать принимать пациентов из других стран, которым требуется операция по пересадке почек. Ему тут же сообщили, что уже имеются заинтересованные лица, поскольку сия процедура в нашей стране стоит ниже, чем в зарубежных авторитетных клиниках.

 

Глупый вопрос: как убедить иностранцев, что медицина в нашей стране поднялась на такой уровень, что уже без риска можно доверять местным врачам что-то перекраивать внутри собственного организма? Может быть, кто-нибудь из наших больших чиновников рискнёт отдаться в руки местных эскулапов? Исключительно для рекламы.

 

Александр НИКСДОРФ.