— Мелис Токтомамбетович, начнем разговор сразу по существу. Почему о вас в обществе всегда много говорят и хороших, и плохих слов?

— Ты знаешь, у кыргызов есть хорошая поговорка: «лиса не любит собачий выводок». По аналогии с этим я не сижу только на одном месте, а с сотрудниками днем и ночью хожу вместе, работаем беспрестанно ради безопасности наших граждан, провожу реформу в милиции, и обо мне распространяют так много сплетен! Если бы я не работал, а руководил по телефону, выполнял сказанное разными людьми и сидел, то, наоборот, было бы много восхваляющих меня. Потому что у нас настал такой момент: кто работает, кто становится ближе к народу – надо вслед ему распространять сплетни, ставить подножки, стараться отобрать его место. Что касается лично меня, у меня достаточно врагов. Потому что я много лет работаю в отрасли внутренних дел, в том числе в качестве оперативного сотрудника, и столько раскрываю тяжких преступлений.

В особенности, начиная с апреля 2010 года, с тех пор как я встал во главе борьбы с организованной преступностью, до этого полностью господствовавшей в Кыргызстане, ходившей в обнимку с прежней властью и делавшей, что хочет, поэтому стало больше невзлюбивших меня. Потому что мы ведь не на словах, а на деле по-настоящему действовали по выкорчевыванию криминала. Вы же знаете, в одно время вплоть до школ собирались деньги на «общак», в каждом селе избирались «смотрящие». Сейчас мы сполна разгромили эту систему. Вот почему даже слепому видно, что нынешние разговоры в отношении меня — это специальные провокации тех организованных преступных групп, которые сбежали за границу или получили наказание за свои преступления. Ладно, сплетни сегодня скажут, завтра скажут, а в конце концов правда все равно победит. А я, ни на что не отвлекаясь, не боясь и не оглядываясь, буду выполнять свои обязанности, осуществлять планы.

— Продолжим этот же разговор. Сейчас и в социальных сетях, мало того, в печатных изданиях публикуется серия критических мнений о вашей деятельности, о кадрах, поставленных вами в городе. К примеру, такие: «Атамбаевского телохранителя сделал начальником в РОВД», «повышает только своих крестных сыновей». Наверное, вам нельзя не сказать своевременно правду?

— По этим вопросам я своевременно даю ответы многим СМИ. Потому что скрывать нечего. Если сказать о моем брате, у меня есть единственный младший брат. Он проходит все ступени милиции, начиная от милицейской службы в районе. Его последним местом  работы, еще до моего прихода, было место начальника отдела приемника-распределителя городской милиции. Как только я пришел в ГОВД, предположил, что сразу начнутся подобные разговоры в обществе, и сам направил пояснительную записку министру: «Мы здесь станем работать вместе с младшим братом, могут возникнуть всякие слова. На самом деле, с моральной стороны для меня это будет неправильным. Поэтому прошу перевести моего брата в область или в другое место». Но, похоже, решение министерства было таким: «Место службы твоего брата в городском управлении — не столь большая решающая должность, никаких препятствий в твоей деятельности не будет». С таким заключением его оставили на месте.

Ну а некоторые пишут, что заместитель начальника Свердловского РОВД Айбек Жайлообаев — «крестный сын Турганбаева». Это недостоверная информация. Потому что он никакой мне не крестный сын. Айбек в милиции имеет высокий авторитет, он профессиональный опер, полковник, раскрывший много тяжких преступлений, здесь скажу, что он крестный сын покойного Чыныбека Алиева. И вообще, я сам до этого проработал 21 год в управлении внутренних дел нашей столицы. После этого работал в министерстве. Вот эти ребята, сегодня работающие на руководящих постах моего  подчинения начальниками Свердловского, Первомайского, Октябрьского, Ленинского районов, все до этого работали в моем подчинении. Это профессиональные кадры,  хорошо знающие проблемы города, в то же время четко выполняющие свои должностные обязанности. Поэтому я им всем даю советы как старший брат, и профессиональные советы, указываю дорогу, поддерживаю. Пусть скажут, если я к ним отношусь неодинаково.

В дополнение к этому, недавно мы назначили начальником Свердловского РОВД джигита Улана Исраилова. Сразу же СМИ стали писать: «Турганбаев назначил начальником телохранителя Алмаза Атамбаева». Но здесь нет никаких интересов моих, президента или министра. Могу сказать, что здесь всего лишь имело место профессиональное кадровое назначение в интересах дела. Ведь Улан Исраилов в свое время окончил высшее милицейское учебное заведение в Омске. Во времена СССР было невероятно авторитетным делом поступить туда на учебу и окончить. Не всякий желающий человек мог поступить и учиться. Из нас редко кто окончил это учебное заведение — скажем, наш уважаемый аксакал Феликс Кулов. После окончания этого учебного заведения с отличными показателями Улан проработал 6-7 лет в этом же Свердловском районе. Начиная с работы простого оперативного работника, он руководил службой уголовного розыска, смог проявить как профессионал, он истинный милиционер. Много лет работал в управлении охраны МВД, дослужился до руководителя спецроты полка. Сейчас нам нужны именно такие профессиональные кадры. И вообще, я хотел бы сказать пустым критиканам таких кадров: прежде чем очернять и сплетничать о ком-то, сначала им надо бы провести самостоятельный опрос, запросить анонимную информацию у личного состава о руководителе, побеседовать с жителями того района, а потом делать выводы. Лично я беру на себя ответственность за нынешних руководителей городского управления внутренних дел, районных руководителей и не скрываю своего большого доверия к ним. Горожане тоже довольны выполняемой ими работой. Потому что мы возобновили остановленные на много лет дела и смогли реализовать новые реформы.

— Остановитесь коротенько на этих реформах. Насколько мы осведомлены, как только вы пришли на эту должность, вы обещали претворить в жизнь комплексную программу «Милицейский районный пункт» и «Безопасный двор»…

— Учитывая, что я ранее работал в городе, я хорошо знаю вопросы городской милиции. Вот почему сразу с нашим приходом мы начали действовать по исправлению положения районной милиции в городе. Нельзя сопоставлять Бишкек 20 лет назад с нынешним Бишкеком. Сейчас столица сильно разрослась, появилось свыше 40 новостроек, численность населения выросла в два раза. По нашим нормам, если раньше один районный сотрудник милиции должен был обслуживать от 3500 до 7000 человек населения, то сейчас один районный сотрудник милиции вынужден обслуживать население больше 1500 человек (так в оригинале). В дополнение к этому, у этих сотрудников не было рабочего здания или кабинета, чтобы работать на местах, принимать заявления и жалобы от населения. Пока сотрудник выйдет из районного отделения и доберется до новостроек, проходит полдня, пока туда-сюда, возвращается, уже наступает вечер. Из-за отсутствия постоянного рабочего места жители в нужное время не могут найти милицию.

Мы постарались решить этот вопрос одним из первых. Обратились в министерство, мэрию, к другим сторонам — вероятным спонсорам, решительно приступили к работе. Сначала в качестве пилотного проекта — начали с Первомайского района — открыли районный пункт милиции в новостройке Ак-Ордо. На открытие явилось много народа, высказали одобряющие нас слова. С целью тесной работы, при необходимости выхода на связь мы сделали визитки сотрудникам  и распространили. Поговорили с компанией «Мегаком» и выдали корпоративные номера всем, начиная с каждого районного сотрудника до начальника районного отделения. Преимущество в том, что внутри данной сети они могут разговаривать бесплатно. На сегодняшний день в городе Бишкеке и новостройках в общей сложности открыли 40 специальных (опорных) пунктов милиции. Сейчас посольство Америки в Кыргызстане, принимая во внимание безопасность города Бишкека, подписало соглашение о предоставлении средств на открытие еще 10 специальных милицейских пунктов, в данный момент активно ведется работа.

Наш 2-ой проект – это оживление работы школьных инспекторов. И этот вопрос был из тех, которые нельзя откладывать на завтра, а необходимо взять в руки сегодня. Ведь, как нам всем известно, в последнее время начались такие плохие дела, как школьный рэкет, увеличились мелкие преступления среди учеников: воровство, взимание налогов, драки между классами или школами. А у ГОВД было мало сил для ведения работы в данном направлении на достаточном уровне. На одного школьного инспектора приходилось от 3 до 5 школ. А школы располагались далеко друг от друга. Мы посмотрели и сократили штаты некоторых служб в управлении и за счет этого подготовили 100 школам 100 школьных инспекторов. При поддержке министерства образования, МВД, городской мэрии в каждой школе открыт кабинет школьного инспектора, которые обеспечены учебными пособиями по правовым обязательствам. В результате этого резко сократилась преступность среди учеников.

Наш 3-ий проект – ночная милиция. Дело в том, что в городе проходит неизвестная большинству из нас ночная развеселая жизнь. Ночами большинство молодежи бывает в местах отдыха, да и взрослые вечерами ходят на аш-тои, в гости. На этом основании большинство разбоя, ограблений, воровства, драк происходит ночами. Граждане нам жалуются: «Ночами не можем спокойно отдыхать, уже не можем выйти на улицы». Поэтому мы объединились с патрульно-постовой службой и создали ночную патрульную милицию. 25 милицейских автомашин с водителями, с установленными GPS, в каждой машине по 3 сотрудника объезжают и контролируют город с 21 часа до 7:30 часов утра. В какой части города они находятся, видно здесь на центральном мониторе.

К примеру, если на пересечении улиц Советская-Боконбаева кого-то ограбили, а потерпевший или свидетель происшествия сообщил об этом на номер 102, то в течение 5 минут, максимум 7-8 минут этот ночной милицейский патруль прибывает в тот район, берет в окружение. На основании такой оперативной работы ночной милицией раскрыто свыше 300 тяжких преступлений. А до этого в городе работали только 2 группы ночного патруля, они ничего не успевали, а граждане со слезами говорили: «Мы вызвали милицию, а она не приехала».

Проект «Безопасный двор» дает свои плоды: во дворах многоэтажных домов прекратились мелкие кражи, жители поддерживают этот проект. Внедрение базиса этого проекта строители многоэтажных домов поддержали еще во время строительства домов.

— Какие еще есть дела, которые должны быть завершены в этом году?

— В дополнение к вышесказанному: в городском управлении был экспертно-криминалистический центр. Если бы вы видели его прежнее состояние, то не поверили бы – название есть, содержания нет. А сейчас туда мы нашли спонсоров, с помощью МВД и мэрии приобрели необходимое современное экспертно-криминалистическое оборудование, полностью обновили. Кроме того, мы работаем над улучшением положения районных милицейских отделений в городе. Ведь сейчас в маленьких тесных зданиях из 2-3 кабинетов работают самое малое по 30-40 милиционеров. И здесь провели ряд работ, условия улучшились. Все действия по реформированию постепенно начали претворяться в жизнь. Есть и другие цели и планы, о которых будет сказано в свое время.

 

Источник: газета «Планета» № 14 от 02.08.2013 / стр. 6