В 2018 году индустриально-педагогический колледж Ошского государственного университета вошел в проект «Программа развития сектора: «Навыки для инклюзивного роста», реализуемый Министерством образования и науки Кыргызской Республики» при поддержке Азиатского банка развития. В рамках данного проекта на базе колледже формируется Центр передового опыта, разработан стратегический план развития ЦПО с учетом потребностей рынка труда южного региона страны. Более подробно о проводимой работе рассказад директор учебного заведения Олжобай Шаимкулов.
Расскажите, что делает колледж в рамках данного проекта?
С первых шагов и на протяжении всей работы в проекте систематически ведутся обучающие семинары-тренинги, вебинары, организовываются круглые столы, связанные с аспектами преобразования колледжа в Центр передового опыта. К примеру, еще в 2018 году в Индустриально-педагогическом колледже ОшГУ был проведен круглый стол в рамках «Программы развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» при поддержке АБР на тему: «Видение и стратегия развития Центра подготовки и повышения квалификации. Обоснование выбора специальностей для пилотирования». Целью проведения мероприятия было формирование на базе нашего колледжа Центра подготовки и повышения квалификации, для того, чтобы найти решение задачи повышения качества профессионально-технического, педагогического образования и соответствия потребностям рынка труда.
Для изучения деятельности СПУЗов делегация Индустриально-педагогического колледжа ОшГУ в том же году побывала в Кара-Балтинском Технико-экономическом колледже, Бишкекском колледже архитектуры и менеджмента в строительстве и Токмокском агропромышленном колледже. Проектом был организован ознакомительный тур в г. Алматы по изучению разных систем образования и проведению реформ. Мы изучили опыт реализации образовательных программ на примере колледжей Казахстана.
На основе изучения образовательных политик какая работа была проделана в самом колледже?
В настоящее время наш колледж активно внедряет социальное партнёрство, вовлекает партнеров в формирование профессиональных стандартов и образовательных программ для участия в оценке качества обучения. Цель сотрудничества колледжа и социальных партнеров — улучшение качества подготовки специалистов среднего звена и обеспечение соответствия их навыков потребностям и ожиданиям экономики, рынка труда, общества и отдельных граждан.
Нами был составлен план работы социального партнерства на 2020-2023гг., утвержден список социальных партнеров, состав экспертных групп по следующим специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем управления», «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий», “Дизайн”.
Большой внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и педагогов, систематически проводятся семинары, тренинги, вебинары. К примеру, в марте, апреле, мае, августе 2020 г. проведена серия вебинаров по социальному партнерству с целью предоставить инструменты и рекомендации для понимания как работает система партнерства, формировать план действий и индикаторы достижения по реализации социального партнерства.
Также в колледже действует Центр карьеры, одной из задач которого является трудоустройство, контроль и отслеживание выпускников. В настоящее время мы готовим профессиональные кадры по следующим специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем управления», «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий», «Социальный патронаж», “Дизайн”, «Социальная работа», «Прикладная информатика» (в области экономики), «Физвоспитание», «Автоматизированная система обработки информации и управления».
Одним из направлений данного проекта является внедрение нового модуля по обучению предпринимательству. Что делается в данном направлении?
Действительно, в рамках проекта реализовывается программа по обучению предпринимательству, цель которой — внедрение компетенций, развивающих навыки предприимчивости. Обучение предпринимательским навыкам позволит студентам открыть бизнес, улучшит возможности трудоустройства. В связи с этим сотрудники и педагоги принимали участие в тренингах для тренеров ЦПО по модулю ТОТ1 «Основы предпринимательства» и ТОТ2 по предпринимательству и развитию предпринимательских компетенций. По итогам обучения преподаватели получили знания и навыки по современным дидактическим подходам: методам, методологии и инструментарию для эффективного внедрения учебного модуля по обучению предпринимательству, ориентированного на развитие предпринимательских компетенций у студента.
Хочу отметить, что одним из важных аспектов колледжа как Центра передового опыта является реализация образовательных программ, основанных на компетентностном подходе. Наши педагоги также в рамках проекта “Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста” прошли повышение квалификации, позволяющее получить базовое цредставление и понимание об образовании на компетентностной основе и разработке профессиональных стандартов, учебных программ, основанных на компетенциях и принципах проектирования учебно-методических материалов.
Какие еще направления данного проекта можете отметить?
Важным направлением проекта является инклюзивность. Наш колледж предоставляет инклюзивное обучение студентам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, мы внедряем элементы дуального обучения, предоставляя студентам доступ к рабочим местам и работе с предприятиями, что дает возможность максимально понять отрасль и профессию, и подготовить их для успешного трудоустройства в будущем.
В недалеком будущем в колледже как Центре передового опыта будет действовать учебно-производственный комплекс, студенты смогут не только получать знания и навыки, но и реализовывать свою продукцию, заниматься бизнесом. В этом году завершилось строительство нового корпуса, в рамках проекта улучшена материально-техническая база колледжа.
Сегодня на всех уровнях образования активно внедряется цифровизация. Какие меры принимает ИПК?
С марта 2020 г. в связи с эпидемиологической ситуацией в стране мы перешли на онлайн обучение. Так как наш колледж — колледж Ошского государственного университета, то у нас действует информационная система (AVN), нацеленная на комплексную автоматизацию учебно-методического процесса. Все учебно-методические материалы направляются на Образовательный портал Информационной системы AVN.
В ходе дистанционного обучения используются онлайн-платформы и мессенджеры: Zoom, Jitsi meet, Google meet, Moodle, Google classroom, которые обеспечивают двустороннее взаимодействие между преподавателями и студентами. Параллельно для педагогов были разработаны инструкции по работе с данными ресурсами, использованию информационно-коммуникационных, телекоммуникационных, виртуальных, мультимедийных технологий.
Нам удалось создать свою цифровую среду, которая позволяет общаться не только преподавателям и студентам, но и активно вовлекать в данный процесс абитуриентов и их родителей. Положительной стороной дистанционного обучения можно отметить полную персонификацию, т.е. возможность преподавателя общаться с каждым студентом персонально.
В заключение хочу отметить, что про Индустриально-педагогический колледж при Ошском государственном университете можно с уверенностью сказать, что он открывает дорогу в будущее новому поколению.