Без учета торговли энергетическими товарами (нефть, уголь, газ) почти все государства-члены ЕАЭС получили очевидные выгоды от членства в Евразийском экономическом союзе. Об этом говорят результаты комплексного анализа затрат и выгод, проведенного младшим экономистом Мюнхенского института интеграции рынков и экономической политики Юрием КОФНЕРОМ.
Исследование охватывает внутрисоюзное движение товаров, услуг, рабочей силы, капитала, а также межбюджетные переводы таможенных доходов в период с 2015 по 2018 гг.
Именно по данным выбранного хронологического отрезка дается оценка влияния евразийской интеграции на экономику каждой из стран-членов ЕАЭС.
Минск
За исключением торговли энергоносителями, Беларусь с другими странами-участницами объединения имела положительное сальдо по всем статьям платежного баланса. В результате Минск стал основным бенефициаром евразийской интеграции, которая увеличивала ВВП республики в среднем ежегодно почти на 12%.
Примечательно, что в Беларуси чистый профицит внутрисоюзной торговли услугами в среднем составлял более 560 млн долларов в год.
Более того, положительное сальдо торговли услугами Беларуси увеличилось почти на 9% и по сравнению с другими странами-членами имело большее значение для экономики страны. Иными словами, Минск получает существенный выигрыш от общего рынка услуг.
Бишкек
На втором месте по позитивности эффекта евразийской интеграции оказался Кыргызстан.
Членство в ЕАЭС в среднем ежегодно увеличивало ВВП Кыргызской Республики почти на 10%, в основном за счет денежных переводов трудовых мигрантов, за счет прямых иностранных инвестиций, а также благодаря перераспределению части таможенных доходов союза.
Ереван
Участие в общем рынке ЕАЭС приносило экономике Армении в среднем почти 4% в год.
Чистые денежные переводы трудящихся в России и перераспределение таможенных доходов также стали основными источниками выигрыша. Хотя туристический бизнес в Армении и Кыргызстане имеет высокий потенциал, очевидно, что экспорт туристических услуг не мог компенсировать импорт услуг из других стран-участниц ЕАЭС.
Москва
Анализ показал, что, вопреки широко распространенному мнению, ЕАЭС не является исключительно геополитическим проектом Москвы, поскольку союз приносит России только конкретные и в меру ограниченные экономические выгоды в размере 1,1% ее ВВП без торговли топливом и 1,7% ВВП с учетом торговли энерготоварами.
Согласно Договору о ЕАЭС, все суммы ввозных таможенных пошлин, взимаемых национальными таможенными органами, сначала зачисляются на общесоюзный счет, после чего уже общая сумма перераспределяется между государствами-членами по определенной квоте. В соответствии с этим соглашением, благодаря трансфертам из Российской Федерации другие государства-члены получают более высокие суммы импортных таможенных доходов, чем они собирают в действительности.
Казахстану доставался самый крупный перевод: в среднем страна ежегодно получала на 800 миллионов долларов больше, чем собирает фактически. В целом трансферты таможенных доходов увеличили ВВП республики на 0,5% каждый год.
Нур-Султан
С учетом торговли энергоносителями и даже без нее Казахстан был единственным государством-членом, которое испытало отрицательный эффект на благосостояние от участия в ЕАЭС – с формальным вычетом от 4,4 до 4,6% его ВВП в среднем ежегодно. Основной причиной этого стало отрицательное сальдо товарооборота с другими партнерами по союзу.
Однако, по мнению автора, данная ситуация вызвана и усугублена не членством республики в ЕАЭС, а односторонней структурой промышленности Казахстана, которая базируется на экспорте углеродов, полезных ископаемых и металлов.
Нур-Султан не смог компенсировать дефицит внутрисоюзной торговли товарами ни положительными и удвоенными инвестиционными потоками внутри ЕАЭС; ни высоким уровнем трансфертов таможенных доходов; ни экспортом услуг, как, например, Франция делает на едином внутреннем рынке ЕС. По крайней мере, Казахстан не вынужден компенсировать дефицит торгового баланса внутри союза за счет увеличения суверенного долга, как в случае с Италией в еврозоне. Скорее, Казахстан компенсирует свой дефицит в рамках ЕАЭС за счет значительного положительного сальдо в торговле со странами, не входящими в союз, которое в 2015-2018 годах составляло в среднем 25,1 миллиарда долларов США в год.
Экономическое пространство – нужно ли?
Экономист также подсчитал важность единого экономического пространства в целом.
Так, внутрисоюзная торговля товарами и услугами, взаимные инвестиции, взаимные денежные переводы трудящихся, а также все собранные импортные таможенные поступления вместе составляют 5% всего валового внутреннего продукта ЕАЭС в среднем ежегодно на 2015-2018 гг.
Без таможенных пошлин, взимаемых на внешней границе интеграционного блока, экономическая значимость единого внутреннего рынка составляет 4,2% ВВП ЕАЭС. Однако следует добавить, что оба показателя приведены без учета мультипликативного эффекта.