Политическая жизнь в стране начинает активизироваться. Уже прошли порядка двух десятков партийных съездов, на которых партии представляли свои предвыборные программы, определялись со списками кандидатов в депутаты.
Накануне этих форумов мы встретились с журналисткой Эльнурой Алкановой, которую многие знают по громким расследованиям, вызвавшим большой резонанс в республике. Она призналась, что решила оставить журналистское поприще и пойти в политику.
— Сегодняшний тренд таков – все политики хотят молодых пропустить вперед. Посмотрите на списки именитых партий. Везде молодые. Сегодня считают, что молодые лидеры смогут поменять нашу страну. А так ли это? Неужели, чтобы менять систему, достаточно быть молодым?
Несмотря на то, что я сама молодая, прямо скажу, мне такой тренд не нравится. Что получается? В кандидаты берут красивые лица, которые умеют говорить и смело выступать на дебатах. Ну хорошо, а когда пройдут выборы, чем мы будем заниматься? Мне хотелось бы спросить уважаемых опытных политиков, дважды, трижды бывших депутатами: а вы завтра позволите нам с вами на равных общаться, работать, спорить? Вы позволите молодой женщине критиковать ваши действия?
— К молодым людям, решившим пойти в политику, у вас отношение неоднозначное. Тем не менее, сами стали членом одной из партий, серьёзно претендующих на места в парламенте.
— Почему я вступила в партию? Почему бросила журналистику? Чтобы на это ответить, стоит сначала рассказать о себе. У меня было непростое детство. Мои родители сегодня уважаемые люди, но после моего рождения работали днем и ночью. Я была единственным ребенком в садике, за которым родители не приходили, чтобы забрать домой – я возвращалась сама. В школе, в восьмом классе, мне надоело ходить в грязный, невыносимый туалет, и я предложила учителям провести ярмарку, чтобы собрать деньги на ремонт. Когда училась в университете, я попала в престижную президентскую программу «Умут», где были 500 лучших молодых умов страны. Нас собрали в резиденции, где мы ждали получения стипендии из рук президента. А президент на этом мероприятии, не стесняясь никого, пил бутылками коньяк.
В период моего взросления государство не оказало никакого влияния на становление моей личности. А мои родители были увлечены бизнесом. Ради моего будущего. Но их часто не было рядом. Мне кажется, что я выросла сама по себе. Такая картина актуальна и сегодня. В стране родители большинства детей не могут выполнять свой долг по воспитанию, потому что должны сутками зарабатывать. Дети растут сами.
В мои школьные, а затем и студенческие годы я вообще не ощущала участия государства. Наш школьный туалет, о котором я уже упоминала, ученики отремонтировали сами. Мы, кыргызы – платим за бесплатную медицину, платим за бесплатное обучение. Сегодня без денег даже умирать страшно.
Окончив университет, я пошла в журналистику. Сделала три-четыре расследования о коррупции. По моим материалам возбудили уголовные дела, а посадили не тех людей. Возбудили дело и на меня. Прошлая власть меня открыто преследовала. Им было наплевать, что я молодая, что я женщина… Тогда я по-настоящему почувствовала свое одиночество. Сегодня у меня уже есть семья, растёт сын, ему 9 месяцев. И всё, что я желаю и делаю для своего ребенка, я хочу делать для своей страны.
Дети в Кыргызстане не должны расставаться с родителями. Наши мигранты должны вернуться домой. И именно мы должны создать условия для их возврата. Мы не рабы, мы не должны прислуживать другой стране. Меня унижает, когда Америка отмечает на своей карте нас как нестабильную зону. Меня унижает, когда наши соседи берут кредиты, а мы получаем гумпомощь в виде одноразовых масок!
Я вступила в партию, потому что не смогу одна изменить систему. Я прекрасно понимаю, что нужно говорить мало, а делать много. Пока же у нас наблюдается прямо противоположная картина.
— Допустим, молодые всё-таки станут депутатами. Смогут ли они принимать нужные стране законы? Ведь сейчас в списках мелькают гражданские активисты, блогеры. Я, например, даже не знаю, что это за специальности такие…
— Я считаю, что одна из главных и самых важных задач – сокращение числа депутатов Жогорку Кенеша в два раза. Прекрасно понимаю, что, если громко озвучить эту инициативу, можно нажить много врагов. Не хочу даже приводить аргументы, почему нужно сокращать число законодателей. Веская причина этому – это сам шестой созыв Жогорку Кенеша. Моя натура такова – я все говорю в лицо! И также ценю, когда люди умеют просто говорить правду. Парламент полностью опозорил себя. Просто посмотрите, что тех, кто собрался участвовать в выборах, высмеивают. Больше не престижно гордиться тем, что ты идешь на выборы, что включен в партийные избирательные списки. И как журналист я скажу: выборы – это всегда маленькая война. Война информационная, игра компроматов и черного пиара. Что ждёт электорат? Ничего хорошего, всем придётся окунуться в грязь, которую политики будут лить друг на друга. Но без подобных технологий нынче выборов, наверное, и не бывает.
Александр НЕНАШЕВ.