— Через несколько дней я улетел в Турцию, – давал в суде показания обвиняемый в жестоком корыстном убийстве, – так как мой знакомый предложил мне хорошую работу в Грузии. Грузинский бизнесмен в эти дни отдыхал в Анталии, и нужно было срочно встретиться с ним.
Я встретился с бизнесменом из Грузии, он предложил мне приехать к нему в Грузию и сам улетел туда на самолёте. У меня денег было мало, поэтому я не полетел напрямую, а поехал за ним через Москву в Осетию и дальше. По дороге потерял документы и вещи. Год промыкался и вернулся домой в Кыргызстан. Узнал, что я в розыске, и пришёл в милицию с повинной… Путаница, граничащая с бредом. Как, впрочем, и все остальные объяснения, звучавшие на процессе в связи с этим уголовным делом.
Из суда не вернулся
Купила одна женщина дом в Бишкеке. Заплатила деньги. Деньги, кстати говоря, для дома в таком районе столицы подозрительно небольшие. Впрочем, нереально низкая цена женщину не насторожила, а обрадовала…
Только с оформлением дома вышла заминка. Продал ей дом некий Жамангул – который, как выяснилось, хозяином не является. Хозяйка дома по документам – некая Тынара, а у Жамангула не было даже генеральной доверенности с правом распоряжаться недвижимостью. Только какая-то расписка от хозяйки. Пока разбирались, кто кому что должен и от чьего имени должен составляться договор купли-продажи, хозяйка неожи-данно скончалась.
Трагедия, конечно, но для новой владелицы дома не было бы в этом ничего страшного: родственники Тынары принесли ей её паспорт и предложили оформить сделку в кратчайшие сроки, пока есть такая фактическая (хоть и не юридическая) возможность.
Однако паспорт Тынары у покупательницы тут же забрал неизвестно откуда появившийся сын покойной – назовём его Адилетом. Забрал, чтобы, как он объяснил, решить все вопросы с погребением…
Больше покупательница Адилета не видела. А через некоторое время получила повестку в Первомайский районный суд Бишкека: Адилет обратился туда… с иском о её выселении.
Из показаний подсудимого:
— Мою сестру повесткой вызвали в суд. Я тоже пошёл. Там, в суде, я и познакомился с Адилетом. Там же попросил его хорошенько подумать, не судиться с моей сестрой, а решить вопрос миром. Адилет ответил, что подумает и потом мне перезвонит.
Прошло несколько дней. Мне на телефон пришло сообщение от Адилета: он предложил встретиться на пересечении улиц Ахунбаева и Байтика Баатыра.
Встретились мы. Он сказал, что можно продать дом и деньги разделить поровну. Чтобы, как говорится, ни вам, ни нам. Я, в свою очередь, тоже обещал подумать и посоветоваться с сестрой.
При очередной нашей встрече Адилет передумал делиться. Сказал, что, если я дам ему 10 тысяч долларов и куплю земельный участок, он оформит дом на мою сестру. Таких денег у меня не было. Нашёл только пять тысяч долларов и к ним предложил Адилету ещё свой автомобиль.
Четвёртая встреча. Я взял с собой деньги и приехал показать машину. Но машина Адилету не понравилась. Старая, мол. Пять тысяч долларов она не стоит. «Другого авто у меня нет», – ответил я ему…
Долго Адилет и брат покупательницы дома (назовём его Алмазом) пытались договориться. Параллельно шли заседания в суде – Адилет от своего иска не отказывался. Договориться мирно-полюбовно не получалось. Чем дальше, тем больше появлялось препятствия к мирному урегулированию этого имущественного спора.
А после одного из судебных заседаний Адилет домой не вернулся.
Нашли его – вернее, его тело – далеко за городом. В Сокулукском районе, в пруду. Засушливым летом открыли шлюзы, чтобы пустить воду из пруда на поля и огороды, – вот тут-то и обнажилась страшная находка.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы: «Одной из причин смерти потерпевшего могла быть аспирационная асфиксия в результате закрытия дыхательных путей водой при утоплении; в пользу данного вывода свидетельствует обнаружение диатомового планктона при гистологическом исследовании в бедренной кости трупа. При исследовании трупа повреждения обнаружены в виде кровоизлияний в кожу левой половины лица, грудной клетки, правой ягодичной области, кожу грудины, правого плеча, правого коленного сустава, обеих локтевых суставов, которые могли образоваться от действия тупых твёрдых предметов, возможно, в срок, предшествующий наступлению смерти. Обнаружена также странгуляционная борозда на левом запястье, образованная от действия петли, что не исключает насильственный характер приложения силы при аспирационной асфиксии при утоплении».
Если говорить проще, получается, что Адилета сначала избили – но несильно и не до смерти. Потом что-то тяжёлое привязали к его руке и, ещё живого, выбросили в пруд, где он и захлебнулся.
«Упал и не дышал»
Из показаний подсудимого:
— Адилет сказал, что его не устраивает моя машина, и показал в мою сторону парню, который пришёл вместе с ним: «Они меня достали!» Забрал деньги, которые у меня были с собой и ушёл, велев как можно быстрее собрать оставшиеся пять тысяч. Я стал искать. Обзванивал всех друзей и знакомых, просил в долг деньги, но все мне отказывали. Потом мы вместе с Адилетом объезжали ломбарды, пытаясь заложить машину. Никто её не брал – машина не на меня оформлена.
В конце концов я стал звонить своему брату, но он почему-то не брал трубку. Я предложил Адилету съездить вместе со мной к брату в село. Брата дома не оказалось. Я зашёл к нему в дом и, зная, где лежат деньги, взял 30 тысяч сомов. 25 тысяч сразу отдал Адилету. Тот, конечно, остался недоволен. Мы в очередной раз поругались, в пылу ссоры я ударил его… Он упал и потерял сознание. Не дышал. Я испугался, что он умер, и выбросил его в воду.
Следствие, однако, пришло к выводу, что убивал Алмаз Адилета не один, а с помощью своих товарищей. Которых было как минимум двое. И не случайно Адилета убили, а сознательно. Преступление, организованное Алмазом, планировали, к нему тщательно готовились. За Адилетом следили и поймали его в Бишкеке, когда он ехал куда-то на маршрутном бусике.
Из материалов уголовного дела: «Насильно вытащили потерпевшего из маршрутки, избили, связали руки синтетической верёвкой. Уложили в багажник легковой машины, принадлежавшей одному из нападавших (это была машина Алмаза – именно та, которую отказался принимать Адилет), вывезли в Сокулукский район, выгрузили и снова стали избивать. Требовали, чтобы забрал из суда своё исковое заявление и отказался от дома и претензий к сестре подсудимого. Поняв, что потерпевший не собирается отказываться от исковых требований, с целью умышленного лишения его жизни надели ему на голову целлофановый пакет, привязали к ногам груз и столк-нули в пруд».
Сплошная путаница
Следователь, которая вела уголовное дело об убийстве Адилета, на суде неожиданно, что называется, пошла в отказ. Давая свидетельские показания, заявила, что вовсе не уверена в том, что убийца – именно Алмаз. Что обвинение ему было предъявлено исключительно на основании первоначальных показаний его товарищей. Тех самых, которые, по изначальной версии, помогали ему выслеживать Адилета, убивать его и избавляться от трупа.
Те двое товарищей быстро перешли в разряд свидетелей. Подтверждали, что действительно знали, что Алмаз ищет деньги, чтобы с кем-то расплатиться… Но с кем и что вообще было дальше – никто из них якобы не в курсе. О том, что оппонент Алмаза убит, узнали якобы только от сотрудников милиции.
Представитель потерпевшего, что совсем необъяснимо, отказалась от претензий к обвиняемому… Даже несмотря на его чистосердечное признание и раскаяние. Несмотря на то, что сразу после убийства он ударился в бега и отсиживался год то ли в Турции, то ли в Грузии. Несмотря на то, что в первоначальных показаниях (которые обычно наиболее правдивы) товарищи Алмаза подробно, детально рассказывали, как связывали Адилета и укладывали в багажник, как били и как в конце концов с ним расправились. Как Адилет дважды вырывался и пытался бежать, но его возвращали и опять били. И ещё о некоторых мелочах рассказывали первоначальные подозреваемые (нынешние свидетели) – о таких, которые невозможно придумать…
Приговор
Суд первой инстанции назначил Алмазу наказание в виде 15 лет лишения свободы. Вторая инстанция оправдывать его не стала, но уменьшила срок наказания до 12 с половиной лет. Действия Азмаза квалифицированы как умышленное лишение жизни другого человека с особой жестокостью, из корыстных побуждений. И это не считая похищения и избиения.
Что же касается погибшего… Он вырос в детском доме, куда мать отдала его маленьким, будучи не в силах самостоятельно его содержать и воспитывать. Вернувшись в материнский дом вполне взрослым человеком, Адилет узнал, что мать тяжело больна и, не имея денег на лечение, заложила дом. Который почти сразу и был продан посторонним человеком сестре Алмаза за чисто символическую цену.
Ольга НОВГОРОДЦЕВА.