Среди уголовных преступлений есть особая категория – «Преступления против свободы, чести и достоинства личности». Название говорит само за себя. По этой категории уголовных дел судят, как правило, насильников или членов ОПГ, похищающих и пытающих людей с целью получить выкуп. Но бывает и по-другому…

Настоящий триллер

В очередной раз поссорившись с женой, Максат (все имена по этическим соображениям изменены) уехал развеяться в Казахстан. И буквально в первый казахский вечер получил сообщение от младшей сестрёнки своей супруги: берегитесь, мол, вас ищут, за вами едут. Лучше спрячьтесь где-нибудь, иначе быть беде.

Максат ничего не понял, но решил поостеречься. Никому ничего не сказав, вернулся в Бишкек, в свою квартиру в одном из южных микрорайонов.

Подходя к подъезду, увидел ещё одного родственника со стороны жены и неизвестного парня. Тот сказал, что приехал в столицу поступать в вуз. Максат пожал плечами: его это не касается.

Зашёл в квартиру. Позвонил тот самый родственник супруги – надо поговорить. Максат согласился, отказался лишь выходить на улицу. Пригласил родственника подняться к нему домой. Родственник завёл разговор про отношение Максата к жене. С точки зрения родственника – ненормальное отношение. Плохое. Максат на правах старшего посоветовал ему не вмешиваться в дела чужой семьи: «Молодой ты ещё. Вот женишься сам – тогда и устраивай свою жизнь как хочешь и разбирайся сам со своей супругой. Поймёшь тогда, что в семье всё бывает – и ругань, и скандалы, и даже драки иногда».

Максату показалось, что тема разговора исчерпана. Ошибся: всё только начиналось. В квартиру ворвалось ещё несколько парней. Кто-то из них был Максату знаком, кого-то он  видел впервые… Сейчас это было уже неважно.

Остальные события Максат помнит смутно. Кто-то его душил, кто-то тем временем связывал ему за спиной руки, остальные пинали – в основном по лицу. Потом силой вытащили на улицу. Максат успел пару раз крикнуть: «Помогите!» – но никто из жителей подъезда его, как водится, не услышал. А если и услышали, то предпочли не связываться.

У дома стояла машина. Чёрный (цвет тоже самый подходящий для такого сюжета)  «Фольксваген». Максата бросили на заднее сиденье, водитель дал по газам…

Последнее, что слышал Максат, – как один из похитителей звонил кому-то и просил зайти в квартиру, слегка прибраться там и вытереть кровь. А потом был ещё один телефонный звонок неизвестно кому: «Всё готово. Мы его взяли и выехали».

Кто уж и как прибирался в квартире – неизвестно. Однако участковый милиционер, позже осматривавший место происшествия, отметил оторванную ручку входной двери, изрядно поцарапанную кожаную мебель, разбитые стёкла… Всё здесь говорило об ожесточённой схватке, которая закончилась не в пользу Максата.

Триллер продолжается

Ехали долго. Максат не то что не мог следить за дорогой, он вообще был не в состоянии голову поднять. То терял сознание, то как будто ненадолго выныривал в реальный мир. Наконец машина остановилась. Чьи-то крепкие руки взяли Максата за окровавленную футболку и выволокли из салона. Бросили на землю. С трудом разлепив глаза и оглядевшись, он понял, где находится, и чуть-чуть успокоился. Привезли его, оказывается, на Иссык-Куль, в дом его тестя и тёщи.

Значит, убивать не будут. Хотя… Всё может случиться.

Тесть Султан, тёща Айнагуль и их старшая дочь (а по совместительству – жена Максата) Венера стояли в сторонке и, как ему показалось, довольно и ехидно улыбались, разглядывая его разбитое лицо.

Султан приблизился к зятю и несколько раз его ударил. Подошла и Венера с полным тазиком помоев. Ими она окатила с ног до головы беспомощного мужа. И спокойно, с достоинством ушла в дом.

А прежде производивший впечатление исключительно интеллигентного немолодого человека тесть вдруг стащил с Максата штаны и начал раздеваться сам…

Максат испугался не на шутку. На его счастье, в этот момент из дома показалась Венера, и Султан, видимо, застеснявшись дочери, натянул брюки и уволок зятя в баню. Там снова жестоко бил его, раздетого догола, а после, еле живого, заставил написать расписку о том, что должен он тестю астрономическую сумму денег, которую и обязуется вернуть в ближайшее время.

Что ещё с ним сделали? Потребовали позвонить родственникам, сказать, что он уехал на Иссык-Куль. Чтобы его не искали и не тревожились. Забрали телефон и документы. И посадили под замок.

Взаперти Максат просидел около десяти дней. Пока однажды жена Венера всё-таки не сжалилась и не разрешила ему позвонить. Дозвонился он до своего брата, который, как оказалось, тоже отдыхал в те дни на Иссык-Куле. Максат слёзно просил приехать и забрать его, обещая подробности рассказать позже.

Увидев Максата, брат был в шоке: грязный, в запёкшейся крови, опухший, со следами от верёвки на запястьях…

С помощью брата Максат добрался до ближайшего отделения милиции и написал заявление.

Говорят свидетели…

— Квартира, где живёт Максат с семьёй, находится на одной площадке с моей, – рассказывает сосед потерпевшего. – Точное число и время не помню, но я услышал какой-то шум и крики. Мне показалось, что всё это происходит где-то на верхних этажах. Я подошёл к двери, посмотрел в глазок и увидел, как трое или четверо парней азиатской внешности несут какого-то человека. Он сильно кричал, как будто от боли. Вроде бы все были пьяные, но я не уверен. Я подумал, что его несут, чтобы оказать помощь. Вся лестница с четвёртого этажа по первый была в каплях крови.

— Максат позвонил мне, – рассказывает сестра потерпевшего, – сказал, что поехал на Иссык-Куль за женой и дочкой. Обещал через пару дней вернуться в Бишкек. Но не вернулся ни через два, ни через три дня. Я пробовала сама ему позвонить, но телефон был выключен. Я дозвонилась до снохи – его жены Венеры. Та ответила, что Максат подрался с местными и лежит в больнице.

— Папа сказал, что у него есть знакомые «чёрные», которые помогут разобраться с Максатом, – рассказывает сестрёнка Венеры. – Я испугалась и отправила зятю сообщение, что ему грозит опасность. Потом его привезли в дом отца, где несколько дней били и издевались над ним. Одежду его сожгли. Телефон у меня тоже забрали, чтобы я опять из жалости не позвонила кому-нибудь и не попросила помощи.

Всё началось с денег

На судебном процессе жена Максата Венера виновной себя не признала и изложила свою версию случившегося:

— Началось с денег. Сначала Максат взял у моего отца в долг 20 тысяч долларов, потом ещё 7 тысяч. Куда он дел эти деньги, я не знаю. Долг вроде бы и отдавал, но очень маленькими частями. Из-за этого мы с ним стали ругаться.

Сначала просто ругались, потом муж начал поднимать на меня руку. Бил прямо на глазах нашей маленькой дочки. Я всё терпела, лишь бы он вернул родителям деньги. Во время орозо, когда я держала пост, пришла вечером с работы и села кушать. Муж тоже сел за стол, но он был пьяный. Опрокинул стол и заставил меня подбирать и есть еду с пола… Это было последней каплей.

После скандала Максат уехал в Казахстан, а я – на Иссык-Куль к родителям. Ночью отцу вдруг стало плохо. Оказалось, что с вечера он сильно понервничал: получил от зятя эсэмэску очень оскорбительного содержания. Наутро отец отправил сына, моего братишку, найти Максата и выяснить, почему он такое себе позволяет.

Когда Максата привезли к нам, он попросил прощения и сказал, что сообщение отправил случайно. Ошибся. Отец его несколько раз ударил, а потом Максат десять дней жил у нас, я за ним ухаживала…

Приговор

Уголовное дело по похищению и незаконному лишению свободы с применением насилия  возбудили в отношении целой компании. Фигурантами этого дела стали тесть и тёща Максата, его жена, брат жены и ещё один парень из числа участников похищения. Пока шло следствие, находившаяся под подпиской о невыезде Венера потихоньку пересекла государственную границу. Её долго искали и судили в последнюю очередь, когда все остальные члены её семьи уже получили свои сроки наказания.

Венера предстала перед судом как организатор похищения своего супруга.

При вынесении решения суд учёл и положительные характеристики Венеры, Айнагуль, Султана и их помощников. И обстоятельства, которые переполнили чашу терпения Султана и его дочери и вынудили их пойти на крайние меры, суд тоже учёл. Однако «ограничение свободы перемещения лица с насильственным его удержанием группой лиц по предварительному сговору, сопряжённое с применением насилия, опасного для жизни и здоровья» (так грамотно формулируется эта статья Уголовного кодекса) – преступление достаточно серьёзное.

Венера как организатор и идейный вдохновитель приговорена к пяти, её мать – к трём годам лишения свободы. Для обеих суд посчитал возможным назначить условное наказание.

Примерно такие же условные сроки получили остальные участники похищения.

Ольга НОВГРОДЦЕВА.