Когда-то советские граждане с задором распевали: «адресованная другу ходит песенка по кругу…»
Не знаю, помнят ли эту песню господа, работающие
ныне в правительстве республики, но порой их инициативы напоминают ту самую песенку, которая упорно ходит по кругу.
Не так давно на заседании одной из парламентских фракций вице-премьер-министр Эркин Асрандиев сообщил, что правительство готовит новую концепцию легализации капитала.
Странно, что, услышав это, никто из депутатов не воскликнул: «Как, опять?» Неужели снова кто-то наворовал и не отчитался перед государством за растащенный бюджет и полученные взятки? Здесь впору вспомнить, что в августе 2007 года на свет появился закон, направленный на «легализацию денежных средств, движимого и недвижимого имущества». Тогда решили, что как бы настало время призвать покаяться всех, кто нажился при правлении первого изгнанного президента. Думалось, что революция отстранила от кормушки всех нечестных людей, но, чтобы никого не раскулачивать, их решили простить. Однако отклика большого не было – народ притаился и сидел тихо.
Буквально через два года был рождён новый закон, призывавший граждан всё-таки легализировать «имущество, незаявленные налоговые и таможенные обязательства».
Толку также, как и раньше, и не было. Вскоре в стране произошёл новый переворот. В 2013 году, поняв, что и при втором президенте нашлись не очень честные чиновники и предприниматели, опять объявили легализацию… Результат практически ничем не порадовал. Стало ясно, что первые лица в стране меняются, а предприимчивые люди, располагающие не совсем праведно нажитым имуществом, никуда не исчезают.
Вот и сейчас решили нынешние власти своим солидным друзьям (не нищебродам же, им незнакомым) направить всю ту же заезженную уже песенку. Тут как раз и некие гражданские активисты стали громко требовать проверить законность нажитого имущества, например, некоторых действующих депутатов Жогорку Кенеша, бывших премьер-министров, отставных таможенников. Общественники утверждают, что незаконные богатства у них в наличии есть и всё следует конфисковать. Власти могут и откликнуться на эти призывы, но при этом предлагают выбор: или воспользоваться легализацией и сохранить всё нажитое непосильным трудом, или остаться без ничего.
Вице-премьер напомнил, что проводимые ранее легализационные кампании не удались. Так мы это и так помним. Да и причина провальных кампаний известна, разве можно что-то поделать с тем, что не верят наши люди в чистоту помыслов действующих чиновников? Какие бы коврижки им не сулили, граждане уверены, что стоит им только признаться в воровстве или взяточничестве, как тут же на них возбудят уголовные дела и не только «обезжирят», но и пустят по этапу…
Но правительственный чиновник надеется, что в этот раз всё будет иначе. Вот и сообщил, что Министерство экономики уже разработало новую концепцию легализации капитала, основанную на трех принципах. Во-первых, должна быть обеспечена строгая конфиденциальность – люди не должны бояться. Во-вторых, гарантирована неприкосновенность капитала. Мол, кто признается, у того ничего не отнимут. В-третьих, как заявлено, «планируют стимулировать необходимые низкие процентные ставки, а в случае вложения средств в экономику – беспроцентные». Вот тут хотелось бы понять, кто куда будет вкладывать деньги без всяких процентов. Те, у кого эти деньги и так были или им ещё и кредиты готовы давать?
С написанным законопроектом правительство гордо направилось, как уже было сказано, к депутатам. Ясно, что им хотелось показать результат своей работы – мол, не зря хлеб едим-жуём. Однако авторов сразу осадил Дастан Бекешев. «Я думаю, что в таком виде законопроект не сработает. Это просто удочка, чтобы поймать рыбешек и потом их съесть», – заявил он. Действительно, трудно представить, что кто-то согласится добровольно заявить о незадекларированном ранее имуществе, если в законе будет написано, что не будет никакого прощения, коли «объект декларирования был добыт преступным путем или состоит из преступных доходов». Вполне резонно прозвучало удивление: «Зачем что-то легализировать, если человек всё добыл законно? Он и так может всё спокойно оформить и показать?» Естественно, в рамках предлагаемой кампании должна предусматриваться легализация всего имущества – даже приобретённого незаконным путем. Наверное, именно в этом смысл задуманного процесса. Чтобы у того, кто признается, что у него есть дома и квартиры, машины и вертолёты, на которые он «не помнит» откуда у него появились деньги, не будет привлечён к ответственности. Но как можно на это надеяться, если только и кажется, что правоохранительные органы с нетерпением ждут предлагаемого декларирования – им будет с кем «поработать».
Заместитель министра экономики Бекболот Алиев заявил, что они разделяют подобную обеспокоенность, поэтому надеются, что совместно с депутатами усилят гарантии в отношении декларанта. Правда, об этом подумают, когда будут рассматривать законопроект во втором чтении, тогда и внесут соответствующие изменения. В ведомстве надеются, что смогут прописать гарантии неприкосновенности добровольно декларируемого имущества и доходов, лиц, участвующих в процессе, и соблюдение тайны всего процесса. Правда, как и в прошлом, говорят, что, если имущества будет более чем на миллион долларов – примерно 70 млн сомов, то всё-таки придётся раскошелиться и внести в бюджет декларационный платеж в размере 700 тыс. сомов.
Пока идёт разговор о легализации, генеральный прокурор Откурбек Джамшитов сообщил парламентариям, что в прошлом году было открыто 19 дел по статье «Незаконное обогащение». На это депутат Омурбек Бакиров заметил, что это мало, добавив: «По данной статье ряд политиков и госчиновников вы можете привлечь к ответственности уже сегодня. Если посмотреть, есть госслужащие, которые разбогатели, работая на госслужбе последние 15-20 лет». Законодатели не упустили возможности указать генпрокурору, что в системе самой прокуратуры сидят сотрудники, которые имеют большие особняки, ездят на богатых авто, а если посмотреть их зарплаты, то они очень низкие.
Так, может быть, именно прокурорские работники дружными рядами первыми и пойдут легализовывать своё имущество? Уж они-то, наверное, в случае чего смогут отбиться от силовиков из дружественных ведомств.
Александр НИКСДОРФ.