К нынешней ситуации, вызванной обрушившимся на планету коронавирусом, многие граждане стали подходить почти философски – если нельзя противостоять заразе, то надо расслабиться и постараться получить от её наличия не то чтобы удовольствие, но хотя бы некоторые плюсы.
В круговороте нынешней пандемии обратил внимание на образование, резко изменившее своё привычное течение. Оно и раньше вызывало много вопросов и нареканий, а как ушло в режим онлайн, то хоть свет туши. Именно об этом, как ни странно, стали говорить не только родители школьников, но и они сами. Сначала голос подали выпускники, которым надо и общереспубликанское тестирование осилить (если рассчитывают поступать в вузы), и выпускные экзамены. К слову сказать, уже много лет результаты ОРТ стали главным показателем для попадания в университеты, поэтому вполне естественно, что идёт дискуссия о необходимости выпускных экзаменов. Нужны ли они в принципе? Фактически это традиционное подведение итогов многолетнего учения стало пустой формальностью, от которого ничего не зависит – ведь оценки в аттестате никак не влияют на поступление в вуз. Это когда-то, во времена моей далёкой юности, средний балл школьного документа приплюсовывался к оценкам, полученным на вступительных экзаменах. Сейчас ничего подобного нет. Поэтому не удивительно, что выпускники школ обратились в Минобразования с петицией, в которой сетуют, как тяжело им будет сдавать выпускные экзамены в интернетном режиме. Трудности расписали самые разные, даже предположили, что в самый ответственный момент в их домах могут вылететь электропробки и исчезнет свет, который, как известно, учение, и наступит тьма, то есть сплошное неученье.
Поначалу по простоте душевной подумал, что школьники хотят попросить чиновников от образования изыскать возможность собрать их в школе и провести нормальные экзамены. Вроде как в июне наступит для всех долгожданное послабление карантинных мер. Ан нет, ребятки просят вообще экзамены отменить. Действительно, зачем и им, и учителям нужна эта головная экзаменационная боль? Они уже согласны, чтобы им выдали аттестаты и отправили во взрослую жизнь…
Надо сказать, что Министерство образования и науки республики отреагировало на стенания учеников. В ведомстве заявили, что в связи с коронавирусом в текущем году формат государственных экзаменов в 9-х и 11-х классах изменен. Услышав это, подумал, что экзамены всё-таки состоятся. Зря я так подумал. Оказывается, специально созданная государственная комиссия выставит экзаменационные оценки, исходя из общих достижений учащихся. Говорят, что это решение принято «в целях обеспечения безопасности и здоровья детей. А также для того, чтобы выпускники имели больше возможности и времени на подготовку к ОРТ». Предметные комиссии сформируют в каждой школе. Они и определят некую экзаменационную оценку учащегося с учетом результатов контрольных, практических, лабораторных работ, а также достижений за четверть, полугодие и за год. Просто детям покажут, как бывает у взрослых. Так примерно дороги строят – по документам асфальт уложен, но на деле его никто даже близко не видел. Так и здесь – фактически экзамены проводить не собираются, но, судя по бумагам, они пройдут.
Дальше – больше. Вот уже и самые умные школяры – претенденты на аттестат особого образца «Алтын Тамга» стали требовать от министра образования и науки отменить тестирование на его получение. По данным министерства, в этом году в Кыргызстане таковых отличников набралось аж 1 253 школьника.
Судя по написанной кем-то петиции, ребята довольно грамотные и внимательно следят за текущей в стране ситуацией. Они, оказывается, напуганы коронавирусом и уверены, что в случае проведения экзаменов и тестирования Министерство образования будет подвергать опасности не только учеников и их семьи, а социум всецело. Ни больше, ни меньше. Эти ребята так тонко чувствуют ответственность за себя и окружающих, что прямо заявляют: «Мы не можем себе позволить посетить экзамен, тем самым подвергнув себя возможности заражения. Мы не готовы перечеркнуть труд властей и медицинских работников в борьбе с инфекцией и рисковать собственными близкими».
Слова звучат красивые. Однако нежелание проходить тестирование можно легко объяснить. Результаты предыдущих лет показывают, что подтверждают отличные знания лишь 7-10 процентов от общего числа претендентов. Поэтому не удивительно, что, пользуясь ситуацией, молодые люди и их родители готовы заявлять что угодно, лишь бы не опозориться и не показать, что учителя им ставили не совсем заслуженные «пятерки» и отличники они лишь на уровне своей школы. Примечательно, что все они понимают это. Ведь сами же пишут, что «онлайн-формат обучения не обеспечивает получение качественных знаний и равных возможностей изучения школьного материала». Они утверждают, что у некоторых учеников отсутствуют технические возможности качественно обучаться в дистанционном формате, не все учащиеся имеют доступ к интернету, компьютеру и даже телевидению. «Это делает невозможным не только обучение, но и подготовку к столь важному в нашей академической жизни экзамену». Детки не придумали ничего более интересного, как предложить министру присудить всем им «Алтын Тамга». Дальше трудно читать без слёз: «Это меньшее, что мы можем сделать для блага и восстановления нашего государства, а также его граждан в столь критичной ситуации. Мы не можем стать причиной и эпицентром новой волны пандемии коронавирусной инфекции в стране».
Что тут скажешь? Надо признать, что выросли ответственные молодые люди. Хотя, если уж отпущенные медиками по домам граждане, прибывшие из России и находившиеся в обсервации вместе с носителями коронавируса, не пугают никого, то школьники, собравшиеся в июне на тест, вряд ли нанесут урон здоровью всей страны. А вот постараться подтвердить свои знания, если, конечно, потенциальные отличники в них уверены, действительно было бы на пользу государству.
P.S. Когда материал был готов к печати, стало известно, что принято решение провести в столице и областных центрах тестирования «Алтын Тамга» для выпускников, претендующих на аттестаты особого образца, в режиме реального времени в период с 12 по 19 июня. Тесты проведут по четырём предметам, при этом каждому участнику выдадут отдельный планшет. Результаты будут определены сразу. римечательно, что участие в итоговой государствнной аттестации «алтын тамга» не является обязательным, каждый кандидат подтверждат свои знания добровольно.
Александр НИКСДОРФ.