В конце прошлой недели  состоялся общественный диалог «Роль СМИ в освещении вопросов финансирования избирательных кампаний в период выборов».

Его организаторами выступили: Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в партнерстве с общественным фондом “Гражданская платформа”.

Мероприятие проведено в рамках реализации образовательного проекта по вопросам прозрачности финансирования избирательной кампании выборов депутатов Жогорку Кенеша КР, осуществляемым при поддержке ПРООН в Кыргызской Республике.

С приветственными словами  в адрес собравшихся выступили: заместитель председателя ЦИК КР А.Бегматов, старший советник программы ПРООН по поддержке выборов Ю.Шипилова и директор ОФ «Гражданская платформа» А.Усупбекова.

Как отметила Ю. Шипилова, ООН в  Кыргызстане  через Программу развития ООН оказывает поддержку избирательным процессам в Кыргызстане с 2010 года. После конституционной реформы, в рамках которой КР стала на путь демократического развития, многие избирательные процессы в стране были признаны демократичными, состязательными и справедливыми. 

– Средства массовой информации играют очень важную роль в освещении избирательного процесса и помогают избирателям  осуществить осознанный выбор. Именно СМИ  являются мостом  между избирателями, политическими партиями, Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов    и другими  субъектами избирательного процесса, что позволяет всесторонне подать информацию  об     избирательном процессе.     

Финансирование избирательных  кампаний также является очень важной частью избирательного процесса. Чтобы каждый раз на выборах не побеждал самый  богатый, существуют правила финансирования избирательных кампаний, они необходимы для  ограничения роли денег на выборах. Именно СМИ  могут донести до избирателей, все финансовые вопросы выборного процесса, что позволит  им сделать  выводы о поддержке той или иной политической силы, – отметила Ю. Шипилова.

По мнению директора общественного фонда «Гражданская платформа» Айнуры Усупбековой,  Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов      создала отличную систему открытых данных для  информирования    граждан о том,  как и из каких источников формируются избирательные фонды,  ранее такой системы не было. 

–  Сейчас  у   представителей гражданского общества и у СМИ есть уникальная возможность донести  все  эти данные до избирателей и помочь  сделать осознанный выбор, поскольку,  деньги в настоящий момент превалируют и влияют на итоги голосования, особенно у кандидатов с большими средствами, –  поделилась А. Усупбекова.

На важную деталь финансирования избирательных кампаний  указала международный эксперт Барбара Стоунстрит.    

Согласно представленной ею информации основными принципами финансовой кампании является – прозрачность, подотчетность и равноправие.   

Но, как считает эксперт, размещение агитационных материалов в цифровых социальных СМИ имеет неоднозначных характер. Поскольку их использование не соблюдает требований национального законодательства. Администраторы  социальных СМИ  находятся в других странах.

– Как   можно гарантировать, что  информация  размещенная  на таких социальных площадках как Фейсбук или Твиттер,   не администрируется людьми   находящимися за рубежом, либо проплачивается людьми, которые  являются иностранными гражданами? – задается вопросом Б. Стоунстрит. – Такого рода иностранное социально-цифровое вмешательство в отечественные избирательные процессы стран  является достаточно спорным вопросом.  И это  не только в Кыргызстане, например, сегодня в США очень бурно обсуждается влияние других стран на американскую избирательную кампанию, – заметила Барбара Стоунстрит.

По не понятным причинам, большинство пиар-служб  наших партий    баллотирующихся в парламент в  нынешней кампании также планирует сделать ставку именно на социальные медиа. Конечно им виднее, где  размещать свои агитационные материалы

В  ходе дальнейших выступлений спикеры рассказали участникам диалога о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов при проведении выборов депутатов ЖК и прозрачности финансирования избирательных фондов политических партий.

В планах организаторов мероприятия проведение ещё  серии тренингов для всех журналистов, желающих получить навыки работы с открытыми данными по вопросам финансирования избирательных кампаний в период выборов.

Елена ЖОЛОБОВА.

Фото автора.