В Кыргызстане на утро 31 июля выявлено 662 новых случая заражения коронавирусной инфекцией. Третий день подряд число новых случаев не опускается ниже 600. При этом 80% случаев приходятся на клинико-эпидемиологически подтвержденные случаи.

Принято считать, что клинико-эпидемиологически подтвержденные случаи это те, у кого были симптомы пневмонии. При этом у большинства лиц, переболевших ковидом, пневмонии не было, и можно уверенно утверждать, что они в статистику не попали. Поэтому реальное количество зараженных в разы больше.

Смертность в больницах продолжает падать и упала в пять раз от пиковых показателей в середине июля – 14 против 83-87. Подходит время пиковых показателей новых случаев середины июля, смертность от которых мы должны увидеть в ближайшие время. Но большая вероятность, что мы их не увидим, потому что цифры смертности не коррелируются с новыми случаями. Например, смертность падает, но новые случаи нет. Это может быть связано с неточными, отличительными от реальных цифр, как по новым случаям, так и по смертности.

Тем не менее, темпы прироста новых случаев в Кыргызстане опережают постсоветские страны. При сохранении нынешних темпов, Кыргызстан через неделю обгонит по случаям заражения на душу населения Россию, а через две недели Молдову, и выйдет на второе место. Армения, которая стоит на первом месте, Кыргызстан может обогнать через 21 неделю.

По смертности Кыргызстан уже находится на втором месте (210 смертей на 1 млн населения). На первом месте Армения (249). Здесь все может поменяться.

Однако если бы Кыргызстан продолжал бы использовать методологию подсчета смертности, как это делают почти все постсоветские страны, смертность в стране оставалась бы низкой, как и случаев коронавируса – другие страны не включают в статистику смертность от вирусной пневмонии.

Ближе всего к изменению методологии статистики подошел Казахстан. О включении пневмонии в статистику было объявлено в начале июля, подтверждено в середине июля и было запланировано начать с 1 августа, из-за «технической» подготовки. Это приходится делать под международным давлением – посольство Китая в Казахстане 9 июля объявило об эпидемии в этой стране неизвестной пневмонии, гораздо смертельней, чем коронавирус.

10 июля министр здравоохранения Казахстана Алексей Цой озвучил цифру – с 1 по 8 июля зарегистрировано 39 702 случая пневмонии, имеющей «схожее течение» с коронавирусной инфекцией. За этот период было зарегистрировано 10 938 случаев COVID-19. Всего в Казахстане за первые 6 месяцев года от пневмонии умерли 3 327 человек, 628 из них в июне.

В Казахстане в июне предприняли другую попытку скрыть масштабы эпидемии – с 3 июня в официальную статистику новых случаев перестали включать людей с положительным тестом на COVID-19, но без симптомов. В итоге перестала попадать в статистику более половины новых случаев. Но это настолько откровенная махинация, что в июле власти от этого отказались. Правда, этой методологии нашли замену – официальную смертность начали объявлять раз в неделю, получив широкое поле для манипуляций с цифрами.

В остальных трех странах региона любую реальную информацию об эпидемии власти приравняли к государственной тайне. В высоких кабинетах рисуются цифры эпидемии и коронавирус убивает, не публично, интимно, в семейном кругу.

Белоруссия фактически обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела и попытке силового свержения президента Лукашенко. Именно так можно интерпретировать информацию Минска о задержании на своей территории 33 бойцов частной военной компании «Вагнер».

Очередное обострение отношений между двумя странами началось в конце прошлого года, когда Лукашенко отверг создание единого государства, не согласившись на почетную должность спикера объединенного парламента. Тогда же Блумберг писал, что план Кремля состоял в том, что Путин станет главой нового государства, но пришлось идти по плану Б – на обнуление сроков из-за упрямства Лукашенко.

Пандемия как помогла Лукашенко, так и не помогла. Цены на нефть рухнули и, как говорили в Минске, ее они купили по 2 доллара за баррель. Но президентские выборы, назначенные на 9 августа, вынуждает Лукашенко отрицать опасность вируса и рисовать обнадеживающие цифры. Предвыборная кампания показала, что народ устал от президента и хочет перемен. Вся кампания проходит вопреки планам властей, основные оппозиционные кандидаты слишком тесно связаны с Москвой, а оппозиционный кандидат Светлана Тихановская вчера в Минске собрала на митинг 65 тыс. человек.

В случае смены власти в Белоруссии, а такое сейчас нельзя исключить, больше всех огорчится бывший президент Кыргызстана Бакиев и еще около 50 человек, которых приютил Лукашенко. Одновременно это может стать головной болью для Бишкека – вроде в Минске уже нет покровителя Бакиева и появились шансы его выдачи, но все равно его требуют неохотно…

kg.akipress.org