В условиях карантина и чрезвычайного положения электронные заказы и покупки получили достаточно большое распространение в Кыргызстане. При том что сам рынок электронной коммерции в стране практически не изучен. Нет не только статистики, но даже четкого определения, по каким параметрам оценивать рынок электронной коммерции. О развитии электронной коммерция в республике побеседовали  с заместителем министра экономики Эльдаром Алишеровым.

— НАСКОЛЬКО СЕГОДНЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РАЗВИТА В НАШЕЙ СТРАНЕ?

— Давайте начнем с того, что в прошлом году товарооборот электронной коммерции в мире достиг $29 трлн. Признанными лидерами в этой сфере являются США, страны Европейского союза, Китай. У наших традиционных торговых партнеров – России и Казахстана — эти показатели составляют 4% и 1.8% соответственно. Для Кыргызстана цифры сегодня нет, хотя электронные торговые системы широко используются в различных сферах экономики республики, затрагивающие деятельность малого и среднего бизнеса в сфере розничной торговли и услуг, а также и банковскую деятельность. Что говорить, сегодня для многих кыргызстанцев стало привычно заказывать товары на Amazone, Alibaba, Wildberries.

Почти все экономики мира отмечают сегодня необходимость стимулирования электронной коммерции в рамках государственных стратегий. В цифровом мире конкурентоспособность страны определяется не только производственным потенциалом и технологическими разработками, но и развитием инфраструктуры электронной коммерции.

Кроме того, в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза также предусматривается внедрение единых стандартов и политики развития электронной коммерции в странах ЕАЭС. Перед странами-партнерами поставлены задачи – создать цифровую экосистему и автоматизировать весь процесс цепочек поставок от производителя до конечного потребителя. А также внедрить электронный документооборот для введения безбумажной торговли, электронную аутентификацию и обеспечить защиту рынка от влияния глобальных гегемонов.

— ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ И ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ?

— На сегодняшний день не существует единого понимания электронной коммерции. Чаще всего этот термин объединяет электронную торговлю, интернет-коммерцию и электронную коммерцию. Сюда также можно отнести электронные закупки. Например, в Казахстане электронная коммерция объединяет онлайн-куплю-продажу, безналичный расчет и доставку. Однако данное определение не в полной мере учитывает такие сферы электронной коммерции, как онлайн-услуги, которые не предусматривают условия доставки.

Главные драйверы роста электронной коммерции – электронные торговые площадки или ЭТП. Именно они помогают мелкому и среднему бизнесу входить на рынок с минимальными инвестициями и навыками. И эти же площадки обеспечивают безопасность данных и платежей, а также защиту прав потребителей.

Важной задачей нашего ведомства является масштабирование возможностей нашей экономики на глобальные рынки. Сегодня весь мир признает преимущества электронной коммерции, и наша задача способствовать ее развитию в республике. Для малого и среднего бизнеса интернет дает прекрасную возможность для продвижения. Безусловно, Кыргызская Республика еще очень отстает в развитии и распространенности интернет-бизнеса от развитых стран, что объясняется в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения.

Хотя, по данным InternetWorldStats, Кыргызстан лидирует среди стран Центральной Азии по уровню проникновения интернета, он составляет 40%. Однако, доля интернет-экономики в ВВП КР составляет всего около 0.5%. В нашей стране данный сегмент находится на стадии развития. Мы только учимся применять интернет в предпринимательской деятельности. И операции, осуществляемые через сеть, слабо регулируются государственными органами. Следовательно, не облагаются налогами.

— ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ?

— Мы начали с формирования правовой базы. В настоящее время в законодательстве практически нет норм, направленных на регулирование налогообложения в этой сфере. Отсутствует базовое определение электронной коммерции или торговли через интернет, что препятствует разработке принципов налогообложения электронной коммерции и не дает возможности использовать дифференцированный подход по отношению к данному виду бизнеса.

Кроме того, в законодательстве не определено, по какому принципу облагать налогами реализуемые через интернет электронные продукты как товары или услуги. На практике их реализация обычно считается услугой.

Другая проблема кыргызского законодательства связана с налогообложением при приобретении товаров за рубежом. В Кыргызстане, что бы вы знали, самые мягкие ограничения при взимании платежей за международные почтовые отправления. Это важно, поскольку дает серьезные позитивные стимулы роста оборота электронной коммерции. Но такой рост может быть связан, прежде всего, с импортом товаров из других стран без уплаты пошлин, а это в определенной степени отрицательный фактор для развития электронной коммерции внутри страны и экономики в целом. Кроме того, импорт может снижать поступления в бюджеты различных уровней.

Поэтому разработан проект закона о внесении изменений в некоторые кодексы и законы в сфере электронной коммерции. Мы вводим такие понятия, как цифровой финансовый актив и его реализация, услуга в электронной форме, налог на деятельность в сфере электронной коммерции.

— КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ ВНЕСЕНЫ?

— В Налоговый кодекс вводится понятие «услуга в электронной форме», то есть предпринимательская деятельность через интернет. В том числе предоставление прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств, рекламные услуги, предоставление в аренду вычислительных мощностей, услуги по администрированию информационных систем, интернет-ресурсов через удаленный доступ,  предоставление доступа к поисковым системам в сети интернет и другие виды деятельности.

В сфере налогообложения предлагается ввести налоговые проверки для организаций, оказывающих услуги в электронной форме, а также налоговую регистрацию иностранных организаций на веб-сайте уполномоченного налогового органа. Предусмотрено освобождение от уплаты налога с продаж при реализации цифровых активов.

Сегодня обсуждается ставка налога на деятельность в сфере электронной коммерции, для придания импульса развитию данного направления рассматривается предложение об установлении на переходный период (3-5 лет) символичной ставки в размере 0.1%. За нарушения будет установлена ответственность.

— КАКИЕ ВЫГОДЫ ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОТ ВНЕСЕНИЯ ДАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ?

— В первую очередь наша задача – защитить кыргызстанцев от некачественной, опасной продукции, которая была изъята из обращения, но реализуется через интернет. Будут усилены защита персональных и коммерческих данных, безопасность распространения информации персонального и коммерческого характера. Законодательные меры направлены на легализацию значительного сегмента экономики Кыргызстана.

Мы ставим своей целью увеличить долю электронной торговли в общем объеме торговли до 2% и количество розничных магазинов, использующих в продажах интернет-канал, до 50%. В целом увеличить объем экспорта по каналам электронной коммерции не менее, чем на 5%, а  долю Кыргызской Республики на мировом рынке электронной коммерции до 0.5-1%.

Такой рост электронной коммерции позволит трудоустроить не менее 10 тысяч человек – интернет-продавцов. Электронная коммерция – это значительные поддержка и развитие предпринимательской деятельности по  различным направлениям, это развитие государства в целом. Мы не можем отказаться от основных трендов мировой экономики, если хотим продвигать свои товары и услуги, оставаться частью глобального рынка.