В конце декабря Бишкекский городской суд утвердил приговор предыдущей судебной инстанции: 52-летний бишкекчанинИбраимОрозбаев – уроженец Ошской области, ранее несудимый, семейный (ныне – вдовец), с высшим образованием, но временно неработающий – на 14 лет отправился в исправительную колонию.

Утром 28 октября 2018 года Ибраим, по его словам, проснулся отдельно от жены. Жену нашёл в зале, на полу, на ковре около дивана. Лежала она лицом вниз, изо рта и носа вытекали струйки крови. Ибраим заботливо вытер кровь, накрыл супругу простынёй и пошёл досматривать интересную передачу по телевизору.
Потом пришла племянница жены. Потом ушла. Потом пришёл брат жены. Всё это время Ибраим был нетрезв и то бодрствовал, то снова проваливался в глубокий сон. Окончательно разбудили его только сотрудники Октябрьского РУВД, сообщив, что жена его мертва и именно он подозревается в её убийстве.
Из показаний в суде брата умершей:
— 28 октября 2018 года примерно в 11.30 мне позвонила племянница и плача сообщила, что моя сестра лежит у себя дома без признаков жизни. В связи с этим я сразу же выехал в микрорайон «Тунгуч», к сестре домой. Зашел в квартиру и в одной из комнат увидел сестру, которая лежала на полу лицом вниз. Подойдя ближе, я потрогал ее руку. Рука была холодной. И вообще сестра не подавала признаков жизни. Она была укрыта пододеяльником.
На кухне, тоже на полу, укутавшись в одеяло, лежал муж сестры Ибраим и смотрел телевизор. «Что вы сделали?!» — обратился я к нему. Он в ответ спросил: «А что случилось?» Он вообще, кажется, не осознавал, что вокруг происходит.

Зять встал и пошёл за мной в зал. Я при нём перевернул сестру – всё лицо её было синее, отёкшее. Ибраим подошёл и склонился над ней: «Что случилось, Неля?»
В это время приехали милиционеры, которых вызвала племянница.
В комнате, да и вообще в квартире, был беспорядок, сильно пахло алкоголем. Зять давно злоупотреблял спиртным и устраивал дома скандалы…
Прошу назначить ему наказание по всей строгости закона.
Из показаний племянницы убитой:
— У моей тёти с мужем есть сын 2007 года рождения. В тот день он, к счастью, не ночевал дома, был у бабушки. Утром я привезла его в «Тунгуч».

Зверь в квартиру была не заперта. Мы зашли внутрь. По всей квартире стоял неприятный запалх, вещи были разбросаны. В зале на полу лицом вниз лежала тётя. Сначала я подумала, что она спит. Потрогала её спину – она была холодной. Тётя не шевелилась и не дышала. А на пододеяльнике, которым она была укрыта, я заметила кровь.
Я сказала братишке, что его маме плохо и нам надо выйти из зала. А на кухне смотрел телевизор муж тёти. Увидев меня, улыбнулся и поздоровался: «А, это ты пришла? А чего ты пришла?»
Лицо у него было расцарапанным, но он вёл себя так спокойно, что мне стало страшно.
Я знаю, что на протяжении последних нескольких лет дядя Ибраим часто выпивал, унижал и оскорблял жену…
Мы с братишкой вышли из квартиры, чего дядя, по-моему, даже не заметил. Я закрыла входную дверь на верхний замок, а потом вызвала милицию и скорую помощь, а также позвонила дяде, чтобы он срочно приехал.
Из показаний соседей (показания в принципе друг от друга не отличаются):
— Ибраим часто устраивал скандалы дома, из-за чего Неля с несовершеннолетним сыном всегда куда-то уходила. Сам Ибраим периодически употреблял спиртные напитки, уходил в запой. Мы чувствовали, что добром это всё не кончится. Так и получилось: от сотрудников милиции узнали, что пьяный Ибраим задушил свою жену.

Сколько таких преступлений совершается за закрытыми дверями! Как правило, родственники с обеих сторон, друзья, коллеги, знакомые и даже ближайшие соседи не в курсе, что творится в каждой отдельно взятой семье, в отдельно взятом доме или квартире. В этом случае все всё знали. Ибраим гонял жену с сыном практически у всех на глазах…
Но вмешиваться в чужие семейные разборки у нас, увы, не принято.
Октябрьский районный суд Бишкека приговорил Ибраима к 14 годам лишения свободы. Осуждённый с этим приговором был категорически не согласен – даже несмотря на то, что сам он, по всей видимости, по причине большого количества выпитой водки очень плохо помнит события той октябрьской ночи.

По показаниям Ибраима, никакой ссоры в ту ночь между ним и матерью его ребёнка у него не было. Наоборот. Отправив сына к бабушке, они немного выпили под хорошую закуску и даже страстно целовались, и от этого у него на лице якобы появились ссадины и царапины. Ибраим, по его словам, и сам был очень удивлён и обескуражен, когда выяснилось, что жена его мертва.

Защита Ибраима Орозбаева в апелляционной жалобе и на процессе в Бишкекском городском суде настаивала на том, что не доказана не только его причастность к убийству супруги, но и вообще само убийство. Жена Орозбаева, по мнению защиты, вполне могла умереть сама. И не ночью, а уже после восьми утра (в восемь муж якобы вытирал кровь у неё на лице и накрывал её простынёй или пододеяльником, и она была в тот момент ещё тёплая).
Защищая своего клиента, адвокат Орозбаева ставил под сомнение выводы экспертов относительно причины смерти несчастной Нели. Эксперты утверждали, что умерла она от асфиксии (то есть удушения). А адвокат парировал, что в таком случае на шее погибшей должны быть следы от пальцев душителя…
И ещё с одним пунктом обвинения не соглашалась защита. Пункт этот – «убийство лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии». Беспомощной, по словам Ибраима и его адвоката, погибшая не была. Здоровая, крепкая женщина… О какой беспомощности и беззащитности речь?

Однако на теле покойной эксперты обнаружили такие повреждения, которые сомнений не оставляли: перед смертью женщина была избита до бессознательного состояния. Так что дать достойный отпор душителю вряд ли могла.
При жизни потерпевшая страдала некоторыми хроническими заболеваниями, однако причинной связи между диагнозами и смертью судмедэксперты не обнаружили. Умереть Неле именно помогли.
Кто, если кроме мужа Ибраима в квартире в ту ночь никого с ней рядом не было?
Учитывая явные признаки удушения, но отсутствие на шее погибшей следов пальцев, эксперты предположили, что душили её через ткань. Через тот же пододеяльник, к примеру…
А впрочем, умереть она могла и не от асфиксии, а от так называемой шоковой почки. Эта смертельная форма острой почечной недостаточности развивается чаще всего от травматического воздействия. Перед смертью Неля была избита, били её в том числе и по почкам.
В общем, шансов выжить в ту ночь у бедной женщины не было.

Суд установил: «Орозбаев Ибраим 27 октября 2018 года, находясь в своей квартире по адресу: город Бишкек, микрорайон «Тунгуч», распивая спиртные напитки, поссорился на бытовой почве с супругой. Умышленно нанес ей удары по различным частям тела и головы, приведя её в беспомощное состояние. После чего Орозбаев с целью лишения жизни задушил руками потерпевшую. Потерпевшая скончалась на месте».
Как Октябрьский районный, так и Бишкекский городской суд учёл и смягчающие, и отягчающие вину подсудимого обстоятельства. Смягчает его вину прежняя несудимость. Отягчает – совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Городской суд следом за Октябрьским признал Орозбаева виновным в умышленном убийстве лица, находящегося в заведомо беспомощном состоянии, и назначил ему то же наказание – 14 лет лишения свободы. Кроме того, осуждённому предписано принудительное лечение от алкоголизма.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.