В прошлом году  в законодательстве нашей рес­публики произошли значительные изменения. В частности вступил в действие Кодекс о нарушениях, наделавший много шума в обществе.

Согласно нормам Кодекса о нарушениях, органы МСУ   приобрели дополнительную компетенцию  — теперь они имеют право создавать комиссии,   которые в свою очередь имеют право налагать взыскания по  31 виду  нарушений.

Компетенцией комиссии  о нарушениях и лиц, уполномоченных  составлять протоколы, является выявление, рассмотрение  и наложение взыскания по делам о нарушениях. В основном  это нарушения требований законодательства  о языке, против порядка управления в сфере благоустройства, против порядка управления в сфере  обеспечения безо­пасности производства и строительства, против порядка управления в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта, против порядка управления в сфере охраны атмосферы, земли, недр, вод, других природных ресурсов, нарушения правил заказа, производства и распространения рекламы и др.

В настоящее время лишь в единичных айыл окмоту успешно работают такие комиссии.   Большинство из них не в силах реализовать свои полномочия из-за возникающих в процессе правоприменительной практики вопросов. Хотя, как заявляют эксперты, в 484 муниципалитетах такие комиссии созданы.

Обсудить,   как   проходила работа  комиссий по рассмотрению  нарушений в уходящем году, выявить проблемы и найти пути их решения в минувший вторник собрались представители органов МСУ, госорганов, эксперты и СМИ за круглым столом на тему «Текущая ситуация о деятельности комиссий органов местного самоуправления по нарушениям».

Как отметил Мурат Байдылдаев, заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, для работы комиссии нужен Интернет, только в этом случае её деятельность будет соответствовать требованиям законодательства.  Однако в настоящее  время 24 айыл окмоту не подключены к Интернету, а  более чем 130 айыл окмоту пользуются им  только через мобильную связь.

Со слов Азамата Имантурова, вице-президента, технического директора ОАО «Кыргызтелеком» предполагается, что в следующем году  к Интернету будут подключены все айыл окмоту, работа в этом направлении ведется очень активно.

БекболотБекиев, руководитель проекта ГГПОМСУ, призвал представителей «Кыргызтелекома» как можно быстрее разрешить ситуацию, поскольку   из-за отсутствия Интернета  в части регионов Кодекс о нарушениях не работает. Получается, что при совершении деяния вне зоны  действия Сети   нарушитель не будет привлечен к ответственности. Только ручного заполнения протокола недостаточно, поскольку законодательство требует его регистрации в едином реестре нарушений.

– Поэтому, если сейчас сроки покрытия Интернетом отдаленные, то следует  предусмотреть изменения в Кодекс о нарушениях и дать возможность  комиссиям   айыл окмоту, не имеющим доступа в Интернет, использовать бумажный вариант. Только в этом случае кодекс заработает на всей территории республики, – отметил Б. Бекиев.

Все участники мероприятия сошлись во мнении, что в настоящее время много проблем  возникает и в   правоприменительной практике законодательства о нарушениях. Со слов Венеры Балтабаевой, эксперта проекта ГГПОМСУ, не все виды нарушений, которые были актуальны или ранее подведомственны административным комиссиям  ОМСУ согласно Кодексу об административной ответственности, нашли отражение в Кодексе о нарушениях. Например, статья  «Порча и потрава»   актуальна для сельских населенных пунктов, но она регулируется Кодексом о проступках и   относится  к компетенции  органов внут­ренних дел.

До вступления Кодексов о нарушениях и о  проступках, согласно  нормам  Кодекса об административной ответственности, рассмотрение данной  статьи  было отнесено к административной комиссии ОМСУ. Также в настоящее время, согласно статье 79  Кодекса о нарушениях, предусмотрена  ответственность за  нарушение содержания собак или котов  в виде предупреждения или  наложения штрафа 1 категории. Но при этом носят актуальный характер  нарушения правила выпаса крупнорогатого и мелкорогатого скота  на территории населенных пунк­тов, поскольку часто   скот выпасают на землях общего пользования в городах и селах, таких как  парки, аллеи. Поэтому необходимо   пересмотреть виды нарушений, расширить категории дел,  которые могут рассматривать комиссии.

Также в  кодексе четко не определяются права и обязанности, полномочия уполномоченных лиц составлять протоколы о нарушениях и отдельно полномочия комиссии ОМСУ  о нарушениях.

Организатором мероприятия выступили: Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР совместно с проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития.

Елена ЖОЛОБОВА.