В прошлом году в законодательстве нашей республики произошли значительные изменения. В частности вступил в действие Кодекс о нарушениях, наделавший много шума в обществе.
Согласно нормам Кодекса о нарушениях, органы МСУ приобрели дополнительную компетенцию — теперь они имеют право создавать комиссии, которые в свою очередь имеют право налагать взыскания по 31 виду нарушений.
Компетенцией комиссии о нарушениях и лиц, уполномоченных составлять протоколы, является выявление, рассмотрение и наложение взыскания по делам о нарушениях. В основном это нарушения требований законодательства о языке, против порядка управления в сфере благоустройства, против порядка управления в сфере обеспечения безопасности производства и строительства, против порядка управления в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта, против порядка управления в сфере охраны атмосферы, земли, недр, вод, других природных ресурсов, нарушения правил заказа, производства и распространения рекламы и др.
В настоящее время лишь в единичных айыл окмоту успешно работают такие комиссии. Большинство из них не в силах реализовать свои полномочия из-за возникающих в процессе правоприменительной практики вопросов. Хотя, как заявляют эксперты, в 484 муниципалитетах такие комиссии созданы.
Обсудить, как проходила работа комиссий по рассмотрению нарушений в уходящем году, выявить проблемы и найти пути их решения в минувший вторник собрались представители органов МСУ, госорганов, эксперты и СМИ за круглым столом на тему «Текущая ситуация о деятельности комиссий органов местного самоуправления по нарушениям».
Как отметил Мурат Байдылдаев, заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений, для работы комиссии нужен Интернет, только в этом случае её деятельность будет соответствовать требованиям законодательства. Однако в настоящее время 24 айыл окмоту не подключены к Интернету, а более чем 130 айыл окмоту пользуются им только через мобильную связь.
Со слов Азамата Имантурова, вице-президента, технического директора ОАО «Кыргызтелеком» предполагается, что в следующем году к Интернету будут подключены все айыл окмоту, работа в этом направлении ведется очень активно.
БекболотБекиев, руководитель проекта ГГПОМСУ, призвал представителей «Кыргызтелекома» как можно быстрее разрешить ситуацию, поскольку из-за отсутствия Интернета в части регионов Кодекс о нарушениях не работает. Получается, что при совершении деяния вне зоны действия Сети нарушитель не будет привлечен к ответственности. Только ручного заполнения протокола недостаточно, поскольку законодательство требует его регистрации в едином реестре нарушений.
– Поэтому, если сейчас сроки покрытия Интернетом отдаленные, то следует предусмотреть изменения в Кодекс о нарушениях и дать возможность комиссиям айыл окмоту, не имеющим доступа в Интернет, использовать бумажный вариант. Только в этом случае кодекс заработает на всей территории республики, – отметил Б. Бекиев.
Все участники мероприятия сошлись во мнении, что в настоящее время много проблем возникает и в правоприменительной практике законодательства о нарушениях. Со слов Венеры Балтабаевой, эксперта проекта ГГПОМСУ, не все виды нарушений, которые были актуальны или ранее подведомственны административным комиссиям ОМСУ согласно Кодексу об административной ответственности, нашли отражение в Кодексе о нарушениях. Например, статья «Порча и потрава» актуальна для сельских населенных пунктов, но она регулируется Кодексом о проступках и относится к компетенции органов внутренних дел.
До вступления Кодексов о нарушениях и о проступках, согласно нормам Кодекса об административной ответственности, рассмотрение данной статьи было отнесено к административной комиссии ОМСУ. Также в настоящее время, согласно статье 79 Кодекса о нарушениях, предусмотрена ответственность за нарушение содержания собак или котов в виде предупреждения или наложения штрафа 1 категории. Но при этом носят актуальный характер нарушения правила выпаса крупнорогатого и мелкорогатого скота на территории населенных пунктов, поскольку часто скот выпасают на землях общего пользования в городах и селах, таких как парки, аллеи. Поэтому необходимо пересмотреть виды нарушений, расширить категории дел, которые могут рассматривать комиссии.
Также в кодексе четко не определяются права и обязанности, полномочия уполномоченных лиц составлять протоколы о нарушениях и отдельно полномочия комиссии ОМСУ о нарушениях.
Организатором мероприятия выступили: Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР совместно с проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития.
Елена ЖОЛОБОВА.