Кыргызстан должен избавиться от зависимости в золоте, грантах, мигрантах. На вчерашней конференции доноров уделяли внимание этому вопросу. Сумеем ли мы прокормить себя без золота и внешней поддержки?
В дискуссии приняли участие доктор экономических наук, известный аналитик Айылчы Сарыбаев, лидер Союза предпринимателей Кыргызстана Чингиз Макешов, заместитель руководителя института Стратегических исследований при правительстве — Арслан Омурзаков.
«Азаттык»: Какую долю ВВП Кыргызстана составляет прибыль с золотодобывающей промышленности, денежные переводы мигрантов, кредиты, гранты международных организаций и других стран?
Омурзаков: Что касается положения дел в экономике, по показателям за прошлый год ВВП составил 304 млрд 350 млн сомов. «Кумтор» составил 20,2 процента. Предприятие обеспечивает 6% общереспубликанского бюджета. Нам не удалось добиться роста показателей ВВП из-за прошлогодних событий, связанных с «Кумтором».
«Азаттык»: Сумеет ли кыргызская экономика развиваться без золотодобывающей промышленности и денежных переводов мигрантов? Какие есть возможности? Можно ли возлагать надежду на энергетическую отрасль, которая считается нашим главным богатством?
Сарыбаев: В третий раз мы стоим перед значимым событием. В 2005 году Аскар Акаев с радостью заявил: «Вернулся с Парижского клуба, нам спишут долги в 1 млрд долларов». Но не успел, его прогнали.
Затем при Бакиеве мы пошумели, со словами: «Войдем в ХИПИК, нам спишут долги». Вчера собрали доноров и просили в долг 6,5 млрд долларов.
Мы не знаем разницу между донорами и инвесторами. Донором называют человека, который делится кровью с умирающим. А мы продолжаем просить деньги у организаций, которые на протяжении двадцати лет ведут нашу экономику в тупик. Мы говорим о золоте, считаем деньги мигрантов. У нас хватает своих предпринимателей, мы недооцениваем человеческие ресурсы, мужчин и девушек, которые могут реализовать программы развития экономики.
«Азаттык»: Государство сумеет выжить за счет налогов, поступающих от предпринимателей?
Макешов: Мы жили без них и сумеем это сделать. К примеру, в 2005 году государственный бюджет составлял 13 млрд сомов, в 2013 году он превысил 100 млрд сомов. От «Кумтора» поступили всего 6 млрд сомов. Значит, остальные 94% средств собираются за счет предпринимателей.
Кыргызы говорят: «Источник богатства — труд». Значит, нужно обеспечить население работой. С каждым годом бюджет растет, но дефицит не пропадает. Потому что большие деньги уходят на чиновников. Если в 2010 году 30% бюджета уходили на финансирование государственного аппарата, сейчас этот показатель вырос до 40%. Столько денег не попадает в промышленность. Ни один бюджет не выдержит, если будут тратиться все деньги, которые поступают к нам.
Источник: Азаттык уналгысы