В прошлом номере нашей газеты мы рассказали об удивительных вещах, которые выходят из-под рук иссык-кульского художника Кадырбека Мусаева. Вкратце мы рассказали о его семье, жене Елене.
Наши читатели проявили интерес к этой публикации и попросили рассказать о семье художников подробнее.
Продолжаем тему и хотим рассказать на этот раз больше о Елене, которая, по ее собственному признанию, «работает женой художника».
Вот уже почти десять лет, как Елена приехала из Казахстана с Кадырбеком на родину мужа. В советское время в селе Курменты работал известный на весь регион Курментинский цементный завод – легендарный КЦЗ. Это было градообразующее предприятие, благодаря КЦЗ село Курменты за годы СССР выросло в размерах более чем в три раза за счет появившегося здесь поселка городского типа Ак-Булак. Но теперь цементный завод уже давно практически развален, управляется неизвестно кем, а правительству КР до этого почему-то нет дела. Практически вся молодежь уехала на заработки, покинуло село и большинство специалистов, особенно русскоязычных. Некогда большое село опустело. Поэтому-то очень многие сельчане и удивились, когда вместе с художником Кадырбеком из Алматы приехала и его русская жена.
Поселились они в старом домике отца Кадырбека, который всю жизнь проработал учителем в местной средней школе имени Ильича. (Для тех, кто уже успел подзабыть: «имени Ильича» – это значит имени Владимира Ильича Ленина. Сейчас эта школа носит имя другого человека, стоявшего у истоков создания этой сельской школы. С одной стороны, это, конечно, правильно. Но, с другой стороны, если вдуматься более глубоко, то без Ленина не было бы ни самой школы, ни цементного завода, ни даже самой нашей республики.)
Вот в это кыргызское село на Иссык-Куле и приехала Елена почти десять лет назад. Не совсем обычное (об этом чуть позже), но все же село в кыргызской глубинке.
Для многих в этом кроется загадка: как можно уехать из городской столичной(!) благоустроенной квартиры? И куда – в село-деревню, да еще в глубинку, где нет даже асфальта, больших магазинов, где все «удобства» во дворе, часто отключают свет, зимой надо топить печь, таскать воду в ведрах, вставать ни свет ни заря, чтобы доить коров-коз… бр-р-р-р! Зачем все это?! Действительно, для большинства современных городских жителей то, что сделала Елена, – это за гранью понимания.
А Елена освоилась довольно быстро. Мы уже писали, как она справляется не только с домашней живностью, но и с огородом. Доит коз, делает вкусный сыр, летом – вкусный кымыс. Варит разнообразные варенья, солит, маринует, варит-парит. Печет удивительные булочки и печенья. Кто бы ни зашел к ним в гости – стол всегда накрыт, хозяева всегда гостеприимны. И при этом Елена еще и сама занимается творчеством – рисует миниатюры, изготавливает сувениры из кожи, войлока, других материалов. Просто удивительно, как она все это успевает… И, главное – чувствуется, что ей нравится всё это – весь этот уклад жизни.
В разговоре Елена и сама признается: «В селе, на свежем воздухе, на природе человек больше открыт для творчества. Мегаполис губит человека, поэтому в городах люди меньше живут. А здесь сам воздух иссык-кульский целительный, плюс простая, но здоровая пища. Продукты, которые заготавливаешь и готовишь сам, со своего сада и огорода, то, что сейчас модно называют «экологически чистыми…»
И действительно, признаемся сами себе: ведь далеко не каждая современная городская кыргызская келинка согласится добровольно переехать жить в село. И не просто жить, а еще и обеспечивать себя, работать в «сельском режиме». Кроме силы воли еще много чего надо иметь. А Елена живет и еще получает удовольствие от сельской жизни. Это – главное.
Уже с улицы можно заметить, что в этом доме живут творческие люди. Потому как видишь постройки необычной формы, которые оказываются курятником, крольчатником и другими хозяйственными постройками. В планах творческой семьи – постройка нового дома округлой формы наподобие юрты с (внимание!) – круглым яйцевидным фундаментом (оставим интригу и расскажем читателям об этом в другой раз).
А еще Елена рассказывает, что много веков назад именно в этих местах жил библейский персонаж – Апостол Матфей (в Интернете много материала на эту тему). Вот почему село Курменты необычное. Сейчас многие люди, в том числе и далеких от Кыргызстана странах, ломают голову, как и зачем в древности Апостол Матфей прибыл на Иссык-Куль. Может быть, поэтому Кадырбек ава находит здесь свои удивительные камни? Возможно, через свое творчество чета художников и прикоснулась к древней тайне Апостола Матфея (тоже расскажем об этом в другой раз, может быть). Но то, что Елена, успевая хлопотать по хозяйству, оказывает положительное воздействие на творчество Кадырбека, – тоже бесспорно.
В прошлой публикации мы писали о том, что глава семьи Кадырбек – мусульманин, а Елена – православная. По мусульманским праздникам Лена джене готовит боорсоки, другие угощения. На православные праздники печет куличи, пасху.
Все взаимодополняется, стыкуется и подходит друг другу, не вызывая абсолютно никаких противоречий. «Бог ведь один и единственен», – говорят супруги. Именно поэтому, по всей видимости, Бог благоволит этой семье и наделяет ее благами. Живя в гармонии, мире и согласии, являя собой пример для других, кыргыз Кадырбек и русская Елена, мусульманин и православная, наши соотечественники, живут и радуются обычной жизни в необычном кыргызском селе. И мы пожелаем им радости, здоровья и благополучия. И, конечно же, новых творческих удач!
Нуржан ДОСМАТОВА.