Случилось это ещё в 2014 году. Торговый представитель одной кыргызстанской табачной компании, некто Ибрагим, с малолетним напарником (а по совместительству – двоюродным братом) по имени, допустим, Юсуп при странных криминально-детективных  обстоятельствах потерял казённые деньги.

Деньги немалые – больше трёх с половиной миллионов сомов.

«Караул, грабят!»

В объяснительной Ибрагим написал буквально следующее: «В компании я работаю примерно семь лет. Материальных затруднений не испытываю. Кроме оклада в 7 тысяч сомов мне начисляются проценты от продаж. За всё время работы был уже однажды случай, в 2012 году, когда меня так же ограбили, забрав денежные средства из автомашины.

Я развозил от фирмы товар по Сокулукскому, Московскому и Жайылскому районам Чуйской области. Товар – это сигареты разных марок. За март 2014 года накопилось около 3 700 000 сомов. В конце месяца я обязан был отвезти и сдать деньги и остатки товара в кассу фирмы.

Накануне я выехал с автостоянки в селе Сокулук. Каких-либо подозрительных лиц рядом не заметил, но всё-таки подозреваю, что за мной следили. Вечером, примерно в 22.00 часа, приехал обратно на стоянку, чтобы поставить автомашину и остаться дома (живу я временно тоже в Сокулуке). Утром следующего дня, то есть 1.04.2014 года, приехал за Юсупом и в 08.05 вместе с ним и деньгами направился в сторону Бишкека. Деньги были разными купюрами, большинство – купюрами достоинством 1000 и 500 сомов.

Когда выходил из дома, у меня был травматический пистолет, который я постоянно ношу с собой: боюсь за себя после прошлого ограбления. Патронов в магазине было всего пять. Я вел автомашину, а Юсуп сидел на пассажирском сиденье.

Примерно в полдевятого утра возле поворота в село Маловодное по автодороге Бишкек — Чалдовар на нас было совершено нападение. Когда я ехал примерно на скорости 70-80 километров в час, с левой стороны моей машины внезапно выехал автомобиль марки BMW черного цвета, без государственных номеров, который стал прижимать мою машину к обочине. Я стал терять скорость. Сразу за обочиной был овраг. У меня не было выхода… Пришлось остановиться.

Вышел из машины, чтобы узнать, в чём дело. А из передней пассажирской двери BMW вышел мужчина ростом примерно 170-180 см, плотного спортивного телосложения, одетый в спортивный костюм черного цвета, кроссовки темного цвета, что было на голове – не помню. Лицо тоже практически не разглядел: он вышел и сразу же выстрелил в меня с расстояния примерно в два-три метра.

Я упал на колени. Было очень больно, в глазах потемнело. Больше практически ничего не помню. Помню только, как Юсуп тряс меня с вопросом: «Нормально всё?»

Придя в себя, велел Юсупу позвонить супервайзеру и обо всем рассказать. После мне пришло в голову, что надо сообщить ещё и знакомому, который работает в отделе охраны Сокулукского района. Позвонил и попросил его срочно приехать.

Он приехал. С ним вместе приехали сотрудники милиции, стали оформлять протокол, осматривать место происшествия, допрашивать меня и Юсупа»…

Такие же показания Ибрагим давал в судах первой и второй инстанций – где присутствовал не как потерпевший, а как подсудимый. Но это было уже в 2019-м году, через пять лет после «разбойного нападения».

До этого милиция – и сокулукская, и бишкекская – долго и безрезультатно пыталась раскрыть преступление и поймать разбойников. Которых Ибрагим, между прочим, весьма подробно описал.

Искали преступников со всем старанием и рвением. Начальство ограбленной компании пообещало милиционерам в случае поимки грабителей 10 тысяч долларов в качестве премии. Оперативники буквально землю рыли, но безрезультатно. Пока не поняли, что разбойников-то никаких и не было.

И малолетнего вовлёк…

Судили Ибрагима по нескольким статьям Уголовного кодекса. За присвоение или растрату вверенного имущества в особо крупном размере, заведомо ложные показания и вовлечение несовершеннолетнего в совершение особо тяжкого преступления.

Из показаний Юсупа, который работал торговым агентом в табачной компании:

— 1 апреля 2014 года утром мы с Ибрагимом выехали из села Сокулук в город Бишкек. По дороге я уснул и проснулся от шума и грохота. Как проснулся, увидел, что какой-то человек, просунув руку в машину, вытаскивает деньги, лежавшие между сидений. Ибрагим стоял на коленях возле машины. Рядом была машина черного цвета марки BMW. Я подошел к Ибрагиму, спросил, что случилось, он не отвечал, только сказал, чтобы я позвонил его жене и охраннику. На футболке у него была кровь… Потом  приехали сотрудники милиции, скорая помощь, Ибрагима забрали в больницу, а меня –  в Сокулукский РОВД.

Из показаний свидетеля – сотрудника той же табачной компании:

— Я узнал, что в Ибрагима стреляли и забрали деньги. Потом узнал, что ранения у Ибрагима не опасны и с ним все нормально. Далее возбудили уголовное дело, мы, сотрудники, предоставляли информацию милиции и просили, чтобы милиционеры тоже делились с нами информацией. Три с половиной миллиона – это ведь не шутки! В конце концов нам сказали, что преступление раскрыто. Но никаких разбойников нет и не было. Это, оказывается, была инсценировка, и оперативники задержали Ибрагима.

Мы в это не поверили, у нас это в голове не укладывалось. Ибрагим всегда был очень ответственным по отношению к своей работе. Но следователи сказали, что его помощник дал показания против него. Ибрагим  якобы задолжал кому-то большую сумму денег, потому и вынужден был пойти на такой шаг.

В автомобилях у нас для хранения и перевозки денег оборудованы сейфы. Похищенные деньги должны были находиться в сейфе, а Ибрагим говорит, что они были под сиденьем, между ног. Это само по себе неправильно! Тем более – такая большая сумма!

Коллеги Ибрагима все как один отзываются о нём как о человеке добром, уравновешенном, честном и очень ответственно относящимся к своим обязанностям. И тем не менее…

Судебно-баллистическая экспертиза показала, что стреляли в Ибрагима не с расстояния в два-три метра, как он говорит. От пистолета до пострадавшего было максимум сантиметров 20. И выстрел был произведён под таким углом, что стрелять мог… только сам пострадавший. Сам в себя. И резиновая пуля, извлечённая из тела Ибрагима, вылетела не откуда-нибудь, а именно из его травматического пистолета.

Из постановления о привлечении в качестве обвиняемого: «Подсудимый обвиняется в том, что, работая торговым представителем компании по Сокулукскому, Московскому и Жайылскому районам Чуйской области, имея доступ к вверенным денежным средствам, принадлежащим данной компании, с целью приобретения легких денег в особо крупном размере, то есть в сумме 3 742 000 сомов, заранее подготовившись, 1 апреля 2014 года поехал сдавать отчет о проделанной работе за март 2014 года в город Бишкек вместе с несовершеннолетним М. По дороге, остановившись на обочине и спрятавшись за правую часть автомашины, произвел выстрел в самого себя в область плеча с правой стороны из принадлежащего ему самому травматического пистолета. После подал в правоохранительные органы сообщение о том, что на него было совершено разбойное нападение со стороны неизвестных лиц на черной автомашине марки BMW. С целью укрытия совершенного преступления уговорил несовершеннолетнего М. рассказать всем, в том числе правоохранительным органам, что в отношении них совершено разбойное нападение. Тем самым подсудимый вовлек несовершеннолетнего М. в совершение преступления.

По данному факту, то есть по ложным показаниям подсудимого, следственным отделом Сокулукского РОВД было возбуждено уголовное дело, проводилось расследование. Своими умышленными действиями подсудимый ввел в заблуждение следственные органы».

Сокулукским районным судом Ибрагим приговорён к пяти с половиной годам лишения свободы и выплате «кинутой» им компании материального ущерба в полном объёме (более трёх с половиной миллионов сомов).

Этот приговор в нынешнем ноябре утверждён Чуйским областным судом.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.