О том, куда порой приводят дороги, вымощенные благими намерениями.

В начале марта нынешнего года Кыргызстан испытал настоящее потрясение от события, случившегося в Международный женский день. Несколько дней не утихали споры: что это было? Кому и для чего ЭТО понадобилось? Многие бишкекчане выступали за отставку мэра, допустившего проведение в столице натурального гей-парада.

Было ЭТО официально заявленным мирным женским митингом. Около четырёхсот человек вышли на улицы, чтобы напомнить общественности о насилии в отношении женщин и девочек, об ущемлении прав женщин на самых разных уровнях, о краже невест и прочих проблемах и бедах.

Есть это всё в Кыргызстане? Увы, есть. Надо об этом говорить? Надо.

Откуда же взялся поток гражданского возмущения?

А вот откуда. «Мирный митинг в защиту прав женщин», логично приуроченный к 8 Марта, прошёл под радужными знамёнами (всемирным символом однополой любви) и недвусмысленными лозунгами: «Не хочу рожать детей!», «Горжусь, что я транс»…

Мирная демонстрация вылилась в марш решительно настроенных представителей ЛГБТ-сообщества.

Народ в шоке, городские власти в растерянности – никак, дескать, не предполагали, что в стройные ряды мирно митингующих за решение женских проблем гордо вклинятся сексуальные меньшинства. И только эти самые меньшинства довольно потирали руки: добились-таки! Заставили-таки горожан с ними считаться!

— У нас мусульманская страна! – кричали потрясённые кыргызстанцы. – Езжайте куда-нибудь в Европу и там маршируйте под провокационными плакатами!

Страна у нас, согласно Конституции, светская. Но, к счастью, традиционная. С нормальными общечеловеческими ценностями. Которые самым грубым и наглым образом были попраны 8 марта 2019 года.

О том инциденте народ слегка подзабыл. И феминисты и феминистки всех мастей тоже слегка поутихли – до поры до времени. До конца ноября.

 

И снова «авторки»…

Дамы, называющие себя феминистками, кроме этого, почему-то очень интересно именуют собственные должности: директорка, организаторка, авторка, лекторка, видеографиня и т.д. Что даёт им это лингвистическое изобретение? Видимо, что-то даёт. Иначе они не отстаивали бы с пеной у рта странное право называться именно директорками, а не директорами. Феминисткам невдомёк, что у любого здравомыслящего человека эти феминитивы вызывают в лучшем случае улыбку, в худшем – приступ гомерического хохота. Они-то, феминистки, до предела извратившие само понятие феминизма, полагают, что быть директоркой гораздо круче, чем директором. Что это придаёт директорке особый вес. Что, представляясь директоркой, она борется с мужским шовинизмом.

Так вот в конце ноября директорки-организаторки опять заметно активизировались. Сообщили в социальных сетях о своём намерении открыть в Бишкеке выставку… Посвящённую всё тому же: борьбе за женские права.

На интернет-страничке одной из организаторок есть весьма пронзительный, берущий за душу пост. О том, как она вынуждена была долгое время терпеть издевательства изверга-мужа. Как сама не понимала, что происходит и как ей быть в сложной ситуации. Как оправдывала мужа, вспоминая его тяжёлое детство, как боялась осуждения родственников и соседей…

Читаешь – и слёзы на глаза наворачиваются. И чувствуешь непреодолимое желание чем-то помочь таким униженным и угнетённым женщинам.

А дальше на её же страничке вдруг спотыкаешься о совсем другое откровение: «Когда закончу #feminnale, начну работать над созданием арт-резиденции неподалеку от села Горная Маевка и, пожалуй, займусь чем-то вроде музея менструации или вагины. Это будет прекрасно. Сама стану директоркой этого музея.

Музей будет вести научную работу, проводить выставки и заниматься сексуальным образованием детей и взрослых».

Вот и встало всё на свои места. Дело-то, оказывается, не в помощи униженным и оскорблённым кыргызстанским женщинам, а в банальном освоении очередной порции грантовых денег. Ветер дует, как всегда, с Запада. Надувает хорошо нам уже известную истерию вокруг секспросвета детей – начиная чуть ли не с грудничкового возраста. Деньги на такие мероприятия нашим энпэошкам щедро выделяет тот же фонд Сороса (выставку с претенциозным названием «Феминнале», кстати, по словам организаторок, тоже проспонсировал соросовский фонд).

Однако вернёмся собственно к выставке.

Открылась она в последние выходные ноября не где-нибудь, а в музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.

Что она собой представляет? Если процитировать классика, «смешались в кучу кони, люди»… Предваряя открытие мероприятия, наименование которого происходит от объединения двух слов – «феминизм» и «биеннале», организаторки обещали, что на ней будут представлены экспонаты, заставляющие посетителей задуматься о физическом и моральном насилии, которому ежедневно подвергаются тысячи женщин; о том, что наша женщина по сути своей несвободна, скована многочисленными рамками и условностями. Наконец, выставка должна была напомнить о несчастных 17 девушках, погибших при пожаре в московской типографии.

 

А вместо этого…

А вместо этого в выставочном зале музея ИЗО висели трусы с надписью о разрешении абортов (разве их кто-то когда-то в Кыргызстане запрещал?) и сверкала обнажёнными телесами симпатичная девушка (как выяснилось, выписанная из Дании). Что символизировала эта предзимняя нудистка – сказать затруднительно. Кто-то воспринял перформанс как призыв побороться за права работниц коммерческого секса. Другие (из числа организаторок) объяснили, что таким образом они желали эпатировать, шокировать публику, чтобы та с перепугу задумалась о бедственном положении женщин.

Нет, другие экспонаты на выставке тоже присутствовали. Инсталляции в память о погибших в огне девушках, например… Но их никто из посетителей уже не заметил и не запомнил.

Какая связь между обнажёнными прелестями заезжей датчанки и угнетёнными женщинами? И для чего организаторкам потребовалось обзывать это действо искусством и вершить его не на какой-то закрытой вечеринке, а в государственном музее ИЗО?

На эти вопросы никто из них так и не потрудился ответить. Огрызались в соцсетях: вы что, мол, голых женщин никогда не видели? Вы разве, мол, не в курсе, что изобразительное искусство испокон веков воспевает красоту женского тела – а чем, дескать, наша датчанка хуже?

Так то – ИСКУССТВО! К которому ваша обнажёнка ради обнажёнки тоже никакого отношения не имеет. И права проституток так же далеки от прав украденных невест и избиваемых мужьями женщин. Зачем же всё в одну кучу-то?!

Народ справедливо возмутился. Наиболее решительные народные представители потребовали отставки директора музея Миры Джангарачевой. В ответ получили обвинения в мракобесии и откате к средневековью. Организаторки всерьёз зашумели: кому не по нраву это «феминнале» – тот необразованный, тёмный, отсталый человек, который наверняка в музеях никогда не бывал и не имеет представления о том, что такое «настоящее искусство»…

 

«Директорку жалко»…

Мира Джангарачева с поста директора музея ушла в понедельник, 2 декабря. Ушла по собственному желанию –«в связи со сложившейся негативной агрессивной реакцией со стороны нац.-патриотических сил, разгулом мракобесия со стороны неуправляемых групп «Кырк-Чоро», невыносимой ситуацией, созданной в связи с открытием выставки Feminnale на площадке музея! Жаль, что это инициировали люди, никогда не приходившие в музей… Убрали меня те, кто пришёл надолго. Кто следующий?

Видимо, кто-то хотел отвлечь внимание, и у них это получилось. Я знаю, кто это сделал», – так она сама прокомментировала свой уход.

Кто же, по мнению Миры Джангарачевой, стоит за негативной агрессивной реакцией на выставку? Этого она не объясняет и фамилии не называет. Признаёт только, что частично её всё-таки подставили. Про перформанс с голой девицей директор музея, по её словам, не знала. Давала разрешение на организацию выставки, особо не вникая в подробности. Идея ей понравилась: привлечь внимание к проблемам женщин.

Идея-то действительно неплохая. И 8 марта ничего плохого не предвещал мирный женский митинг. А вышло вон как…

«Директорку жалко», – поделились в соцсетях организаторки всей этой вакханалии. И торжественно пообещали, проиграв сражение, выиграть войну: «Мы будем продолжать заниматься в этой стране культурой и искусством».

Уже страшно. Что значит «заниматься культурой»?! Оставьте уже её, бедную, в покое!

 

Итоги и выводы

Ни организаторки, ни директорка, ни даже экс-президентка (так обозвали авторки Розу Исаковну Отунбаеву, поддержавшую ныне опального директора музея), видимо, так и не поняли главного.

Нет ничего плохого в обнажённом теле. Ничего противоестественного нет и в растянутых женских трусах. Да и кричащая надпись «Только здесь могу признаться: я люблю девушек, я лесбиянка» в наших реалиях последнего времени уже не вызывает ужас –  только, может быть, некоторую брезгливость. Но место всему этому – не в музее ИЗО! И сравнения бегающей по залу беструсовой дамочки с героинями полотен Рафаэля или Рубенса более чем неуместны! И память о сгоревших наших соотечественницах, соседствующая с пропагандой проституции, – более чем оскорбление!

Не поняли… Хочется надеяться, что просто не поняли. Что выставились всего лишь от небольшого ума. Что хотели действительно продемонстрировать обществу женские беды, а получилась похабщина.

Страшнее другое. Вполне возможно, что все всё прекрасно поняли. И эта акция изначально имела своей целью совсем не привлечение внимания к женским страданиям, а очередную попытку пропихнуть в Кыргызстан под благовидным предлогом совершенно чуждые нашему народу морально-нравственные ценности.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.