В Интернете нет-нет да и наткнёшься на вопрос: «Знает кто-нибудь, где в Бишкеке можно обучиться гончарному мастерству?»

Гончары в Кыргызстане имеются, но передавать кому-то секреты своего искусства не спешат. Так что ответа на вопрос об обучении интересующемуся не дают. Кто-то вспоминает, что вот раньше, лет десять назад, можно было пойти туда-то. И ещё где-то были курсы. Но сейчас, кажется, нет.

А между тем в Бишкеке существует целый частный детский садик, в котором детей, кроме всего прочего, в обязательном порядке учат работать с глиной, управляться с гончарным кругом и обучают разным другим керамическим премудростям. Пригодится ли это им в дальнейшей школьной, да и послешкольной жизни? Заведующая и воспитатели уверены, что да. Гончарами дети, может, и не станут, но всесторонне разовьются и выработают в себе много полезных навыков.

Называть садик не станем, цели его рекламировать у нас нет.. Но с хозяйкой (точнее – одной из хозяек-учредителей) этого садика поговорить удалось.

Татьяна Полкованова  – человек творческий и увлекающийся. Увлекается в том числе и гончарным делом. И двух дочек к этому приобщила.

— Началось всё, – рассказывает она, – с моего мужа. Он профессиональный гончар. Слышали, наверное, фамилию Чекиловы? У нас в Кыргызстане много известных людей с этой фамилией. Все так или иначе – люди искусства. И мой муж Нуртай – не исключение. Мы с ним в гончарной мастерской и познакомились.

— Когда слышишь слово «гончар», сразу представляется какая-то не нынешняя эпоха. Деревянный круг, мастер с комом глины в руках, ловко вертящий его на этом круге. Бесформенный предмет постепенно обретает очертания горшка или кувшина…

— Всё примерно так и происходит. Сейчас, конечно, технологии более совершенные. И круг не вручную и не вножную крутится. Всё проще и сложнее одновременно. В Кыргызстане гончарным мастерством мало кто занимается. Керамику возят в основном из Украины, там это дело поставлено на поток. А у нас мастера только вот вроде моего мужа. Керамика для них – не способ заработка, а скорее хобби. А с тех пор как я его в свой детсад перетянула, он в основном детей лепить учит. Мастер-классы проводит, в том числе и выездные.

Хлопотно это всё. Столько надо приспособлений! Одни печи для обжига чего стоят…

— А глина откуда?

— Глины хорошей в Кыргызстане тоже не достать. Возим ивановскую, она подходит. Ещё есть на юге, но это далеко.

— У детей действительно что-то получается?

— Получается. Не так, конечно, как у настоящих мастеров, но что-то похожее на глиняные горшки вырисовывается. Да это и не главное. Занятие керамикой развивает мелкую моторику рук. Спросите любого дошкольного педагога, как это важно для правильного формирования личности ребёнка…

Гончарное искусство учит усидчивости, сосредоточенности, внимательности. Учит прислушиваться к себе и к глине. Можно даже разговаривать с ней, чтобы предмет, который ты ваяешь, получился по-настоящему тёплым – во всех смыслах. Живым. В древности гончарам даже, говорят, завязывали глаза, чтобы они ни на что не отвлекались и сконцентрировались, всецело сосредоточились на своём искусстве.

Мы, конечно, никому глаза не завязываем, но в процессе работы с глиной каждому приходится быть собранным и сосредоточенным.

И в то же время это весело! Наши воспитанники довольны.

А ещё мы проводим мастер-классы для детей из онкологии. Для них и их родителей возможность заняться чем-то интересным и необычным ещё важнее, чем для наших здоровых и благополучных детишек. Они таким образом отвлекаются, забывают про свой страшный диагноз, про капельницы и уколы, создают настоящие произведения искусства. Знаете, как человек, находящийся на грани жизни и смерти, способен творить? Мы с мужем знаем…

И с другими проблемными детьми занимаемся. С аутистами, например.

— Ребёнок с аутизмом – это, как я понимаю, человечек весь в себе, не настроенный ни на какое общение и полностью игнорирующий окружающий мир. Им, наверное, вдвойне интересно возиться с глиной?

— Да. Видели бы вы, как они отталкивают руки взрослых! Стремятся самостоятельно, без посторонней помощи, без подсказок сделать что-то из этого бесформенного глиняного куска. А фантазия у них безгранична. Очень талантливые ребята!

— Так может, вам стоит полностью переключиться на занятия керамикой? Бросить ваш детский сад, открыть курсы гончарного мастерства – и не только для детей. У взрослых, насколько я знаю, интерес к этому делу тоже достаточно высок. Муж гончар, вы – педагог по образованию. Совместными усилиями кого-нибудь чему-нибудь научите.

— Я думаю, моё призвание – всё-таки дошкольное воспитание. Остальное этому только сопутствует и способствует. Я ещё когда сама маленькая была, когда сама ходила в детский садик, всё время представляла, что вырасту, открою свою сад, повешу вот такие красивые занавески, дети у меня будут все сплошь спортсмены, художники и поэты…

А с большинством современных детей, к сожалению, дома родители вообще мало чем занимаются. В лучшем случае купят дорогой телефон – и ребёнок чуть ли не с грудного возраста портит зрение, копаясь в Интернете. Портится зрение, портится характер, развивается скрытая немотивированная агрессия. Поверьте, я каждый день с этим сталкиваюсь. Занятия керамикой, кстати, тоже очень помогают с ней бороться.

Маленький человек не меньше, чем в еде и одежде, а иногда даже больше нуждается в том, чтобы ему уделяли максимум внимания, чтобы ему читали книжки, рисовали с ним, давали ему возможность самовыражаться. И спортом он должен заниматься, и пробовать себя в искусстве, чтобы вырасти по-настоящему гармоничной личностью.

Но это уже совсем другая история.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.