Поздним вечером 3 марта 2018 года домой к бишкекскому студенту Александру приехали сотрудники милиции. Сообщили страшную весть: около БЧК нашли тело его друга Рашида, буквально искромсанное ножом. Более 20 ранений!

Саше предстояла вроде бы стандартная в таких случаях процедура – ответить на вопросы милиционеров о том, в каких отношениях он был с убитым, когда виделся с ним последний раз и где был накануне в такое-то время… Однако эта стандартная процедура закончилась шоком и для Саши, и для его ничего не понимающих родителей: парня доставили в УВД Первомайского района и больше уже не выпустили.

Теперь, когда суд вынес Александру приговор, его мать и отец всё ещё не верят в виновность сына. Жалуются на следователя, на судью, который, по их мнению, вёл процесс изначально с обвинительным уклоном. Настоящим убийцей родители Александра считают Илью – общего знакомого Саши и убитого Рашида.

Илья тоже своё получил. Суд признал его виновным в укрывательстве особо тяжкого преступления, назначил два с половиной года лишения свободы и освободил из-под стражи: срок наказания осуждённый уже отбыл.

Грустная песня

На страничку Рашида (11 августа 2019 года ему исполнилось бы 20 лет) в социальных сетях по сей день кто-то ежедневно заходит от его имени. «Был сегодня в 22.22» – в этой записи нет ничего особенного и необычного для тех, кто не в курсе, что Рашиду навсегда осталось 18. В один из вечеров ранней весны, вспоминает его мать, Рашид, поговорив с кем-то по телефону, выскочил из дома – и больше живым его не видели.

Здесь же, на своей страничке, Рашид когда-то разместил аудиотрек. «Очень грустная песня – «Три лучших друга».

Лучшими друзьями они не были, но в ночь его убийства на берегу БЧК они находились втроём. Саша, Илья и Рашид…

Впрочем, Александр и на следствии, и на суде утверждал, что Рашид был его другом. Они вместе учились в школе с шестого по восьмой класс и были в прекрасных отношениях. Вместе были завсегдатаями компьютерного клуба, да и общие студенческие интересы их с недавнего времени объединяли.

Илью, по показаниям Александра, он знает с девятого класса школы и дружбы с ним никогда не водил. Да и убитый Рашид, по словам Александра, тоже с Ильёй не дружил. Наоборот, Илья постоянно задирал Рашида, обзывал по-всякому, а иногда они даже дрались. И Александру якобы ещё в конце 2017 года Илья писал в соцсетях о своём намерении разобраться с Рашидом.

Илья же говорил и на следствии, и на судебном процессе прямо противоположное. Что не он, а, наоборот, Александр вёл с ним переговоры о желании разобраться с Рашидом. Не он, Илья, а именно Александр был зол и обижен на Рашида: тот периодически посмеивался над ним, намекая на нетрадиционность его сексуальной ориентации.

С чего вдруг? Однажды в молодёжном клубе, куда частенько захаживали Рашид с Сашей, проводился конкурс. Ведущий конкурса давал задание участникам команды, и задание это они должны были выполнять в паре. В ходе конкурса прозвучала команда «губа к губе», и Саша прикоснулся губой к губе своего напарника… Рашид, вспоминая тот случай, смеялся: «Ты что, голубой, что ли?» Саша так же со смехом отвечал: «Да иди ты, это же был просто конкурс!»

Неужели, отшутившись, затаил обиду? Неужели из-за этих неосторожных слов тихий 18-летний студент Рашид получил 24 ножевых ранения, 16 из которых – смертельные?!

Мать убитого Рашида была уверена, что её сын дружил с Сашей. Да и против Ильи она ничего не имела. Но Сашу, говорит она, её сын считал своим настоящим другом.

Как выяснилось, ошибался…

«Спокойный, мягкий, доверчивый»

Рашида и Александра те, кто близко их знал, характеризуют примерно одинаково. Оба – добрые, спокойные, дружелюбные, неконфликтные, напрочь лишённые агрессии. Оба хорошо учились, оба увлекались компьютерами.

Из показаний Ильи:

— В конце 2017 года в клубе я встретился с Сашей. Разговорились. Саша попросил меня найти Рашида, чтобы поговорить. Я ответил, что часто вижу его в другом компьютерном клубе и могу устроить им встречу. 2 марта около семи вечера с дедушкиного телефона я позвонил Рашиду и сказал, что надо поговорить. Сказал ему, чтобы он был через 20 минут на мосту, где улица Исанова упирается в БЧК. Рашид согласился. Саше я написал, чтобы он приходил туда же в то же время.

Встретились втроём, стали разговаривать. Примерно через пять минут по просьбе Саши я отошёл на семь-восемь метров. Тогда же Саша меня предупредил, что если я кому-нибудь расскажу о том, что сейчас увижу, то он меня завалит. Говорил он это спокойным тоном, и я подумал, что он просто побьёт Рашида, и мы разойдёмся по домам.

Саша с Рашидом пошли на запад от моста вдоль БЧК. Я шёл за ними, отстав метров на 20. Поэтому почти не слышал, о чём они говорили. Только увидел, как Саша схватил Рашида за горло, взял на удушающий приём, прихватывая правой рукой. Рашид пытался вырваться, но это ему не удалось. Саша держал его так около двух минут, потом, когда Рашид опустил руки, положил его на землю.

Я и в этот момент ничего плохого не думал. Борются – ну и пусть борются. Подошёл поближе и встал метрах в трёх от них. Рашид лежал на земле, глаза были приоткрыты, шевелил руками. И тут Саша вытащил из кармана куртки медицинские перчатки, надел их на руки, из другого кармана достал раскладной нож и ударил Рашида в грудь. Удар был сильный, клинок ножа (примерно 15 сантиметров) полностью вошёл в тело. Не вынимая нож, Саша повернулся ко мне и напомнил, что если я кому-нибудь проболтаюсь, он перережет всех моих близких.

В шоковом состоянии я бросился бежать. Пробежал метров 15, оглянулся и увидел, что Саша продолжает бить ножом лежащего Рашида…

Домой я прибежал около девяти вечера. Родным старался не показывать свои эмоции, вёл себя как обычно. А на следующий день пришли сотрудники милиции и сказали, что Рашида убили, а я – последний, с кем он созванивался.

Они или нет?

Всё время, пока шло следствие, родители Александра доказывали, что их сын этого кошмарного преступления не совершал. Во-первых, вечером, когда был убит Рашид, Сашу видели соседи (правда, в часах и минутах соседи путались). А во-вторых, просто не мог тихий и спокойный, при этом целеустремлённый парень ни с того ни с сего пойти на жестокое убийство друга.

Мать Ильи, которая, узнав о задержании сына, прилетела из России, допускала мысль, что Илья мог с кем-то поругаться и подраться («Пацаны же!»), но в его способность зверски убить приятеля-сверстника (а именно в соучастии в убийстве его изначально обвиняли) верить тоже категорически отказывалась.

Родители Рашида ничего не думали. Они долго пребывали в каком-то оцепенении, не в силах здраво оценить ситуацию. Старались понять, кого же их безобидный, домашний сын мог до такой степени обидеть, что с ним решили поквитаться таким страшным способом…

В причастность к убийству сына его друзей родителям тоже верилось слабо. Полагались на компетентность следствия: раз парней арестовали – значит, было за что. Значит, у милиции на них что-то есть, значит, она располагает некими неопровержимыми доказательствами.

Подсудимый был в стрессе

Пока шло следствие, родители Александра жаловались на пытки, которым якобы его подвергают в милиции. Ссылались на его телесные повреждения и сильный стресс, в котором он с момента задержания пребывает. Эксперты действительно обнаружили на теле Саши некоторые синяки и ссадины, однако по степени давности эти повреждения не совпадают с моментом его ареста и получены гораздо раньше. Что же касается стресса, то психологи и психиатры затруднились определить, что именно привело Александра в такое состояние: грубое обращение и угрозы сотрудников милиции или сам факт, что он неожиданно для себя оказался за решёткой…

Первомайский районный суд Бишкека признал Александра виновным в убийстве с особой жестокостью. Приговор ему судья вынес с учётом обновлённого в начале 2019 года законодательства.

Илью признали виновным в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления. Отягчающих обстоятельств суд не нашёл, а в качестве смягчающих указал его молодость, прежнюю несудимость, признание своей вины и чистосердечное раскаяние.

Александру суд назначил наказание в виде 12 лет лишения свободы, Илье – 2 года 6 месяцев лишения свободы. Илья своё наказание в СИЗО уже отсидел и теперь вышел на свободу.

Этот приговор, по всей видимости, будет обжалован родителями Александра в вышестоящих судебных инстанциях. Поэтому, а также из этических соображений не публикуем фамилии фигурантов этого уголовного дела.

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.