Последние громкие события в республике, связанные с задержанием и арестом бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева вызвали массу вопросов. Причем, самых разных,как связанных с его арестом, так и с тем, что последовало вслед за этим, вплоть до сомнений в профессионализме.
Не хочется повторяться, пересказывая то, что все и так слышали и знают, но меня, например, не покидают некие сомнения – всё ли было проделано верно. Откровенны ли с общественностью силовики или загадывают народу шарады.
Посмотрев на проведенную боевую операцию, хотя глава ГКНБ Орозбек Опумбаев, упорно называл сие действо следственными мероприятиями, создалось впечатление, что спецназ отправили в усадьбу Атамбаева немного пострелять, а не на культурную прогулку. Как всё происходило, продемонстрировали многочисленные видеозаписи. Тогда стрельба началась раньше, чем бойцы перелезли через забор – в калитку заходить не стали. Могу предположить, альфовцы с удовольствием накостыляли бы бывшему главе государства, хотя бы только за постыдное судилище, которое он устроил над её бойцами после апрельского переворота. Но сразу добраться до экса не получилось. В ГКНБ заявили, что ребята были без боевых патронов, только немного пошумели специальными гранатами и постреляли резиновыми пулями. Однако заместитель командира подразделения подполковник Усенбек Ниязбеков был убит, ещё несколько бойцов получили огнестрельные ранения.
Когда Атамбаев заявил, что это он сам стрелял, в подобное мало кто поверил, хотя для следствия больше ничего и не требовалось – сразу же было объявлено, что гражданин из свидетеля превратился в обвиняемого. Может быть, именно ради этого всё и затевали? Новый вопрос возник позже, когда появилось сообщение, что задержан человек, подозреваемый в убийстве Ниязбекова. Когда-то он служил в Национальной гвардии. Причем, как сначала было заявлено, стрелял из оружия самого подполковника. Как такое было возможно? Ведь нас убеждали, что у сотрудников ГКНБ не было боевых патронов. Или опять что-то не то говорили? Позже стали утверждать, что ещё не известно из какого оружия был произведен смертельный выстрел – эксперты никак не могут завершить свои мудрёные действия.
Сколько бы теперь руководство силовиков ни пыталось убеждать, что иного времени для задержания Атамбаева, как за два дня до проведения в республике Евразийского межправительственного совета с участием глав правительств стран-участниц Евразийского экономического союза, это тоже вызывает недоумение. Неужели нужно было прямо перед слётом премьеров устроить захват Атамбаева и вызвать желание толп молодых граждан побузить в центре Бишкека? Это просчитывалось легко. Но, кажется, ни у кого даже мысли не промелькнуло, что перед гостями устраивать столь масштабные показательные выступления не очень хорошо. Возможно, надеялись, что все пройдет быстро. Однако полнейшая неподготовленность и низкий уровень организаторов, как бы они ни старались говорить, что практически всё именно так и планировалось, вызвало у общественности только непонимание. И не более того. Странно, что глава ГКНБ заявил, что его ведомство не знало, что у Атамбаева в Кой-Таше был оборудован бункер, не ведали они, что там есть вооруженные люди. И это при том, что к Атамбаеву были приставлены охранники из ГКНБ. Получается, что эти люди работали против своего ведомства? Возможно ли подобное? В нашей службе, видимо, да.
Как расценивать заявления, что вся информация и из ГКНБ, и МВД сразу передавалась в штаб Атамбаева? Если об этом знали, а штаб песен и плясок в доме экса действовал пару месяцев, то странно, что при нынешних возможностях прослушки, силовики не смогли за это время выяснить, кто «сливает» информацию, если, конечно, подобное было. Ни в коем разе не собираюсь поучать специалистов, но странно, что сотовую связь, а вместе с ней и интернет, они отключили в том районе только во время второго акта кой-ташской пьесы. Генерал Феликс Кулов, которого трудно обвинить в непрофессионализме, удивлялся, что вызывать Атамбаева на допрос пошли вечером, при том что в это время в том доме толпы народа крутятся, а не под утро, когда всё можно было сделать тихо-тихо, без стрельбы, и жертв.
Когда замминистра МВД генерал Курсан Асанов уговорил Атамбаева сдаться, казалось, что спектакль наконец-то завершился, занавес закрылся, актеры успокоились. Настроение у всех было хорошее и даже радостное. По крайней мере, фото радостного министра внутренних дел Кашкара Джунушалиева говорило именно об этом.
Но через три дня общественность серьёзно озадачили, сообщив, что Асанов уволен с редкой формулировкой «за предательство интересов кыргызской милиции и утере доверия». Какие именно интересы предал генерал сразу не сообщили, но потом из стен МВД одной из первых просочилась весьма странная информация, что Асанов во время задержания Атамбаева занимался самопиаром, затем сообщили, что он оставил личный состав органов внутренних дел в опасности и без командования, тем самым грубо нарушив требования действующего законодательства. Можно было подумать, что огромная толпа милиционеров пришла с единственным командиром – генералом, и больше офицеров там не было, а опасность, видимо, исходила от народа, на страже которого милиция всегда стояла и стоит.
Возможно, заместитель министра запамятовал, что главным героем всегда должно быть первое лицо и инициатива зачастую бывает наказуема, даже несмотря на положительный результат. Понятно, что когда Джунушалиев говорит, что давал Атамбаеву десять минут, чтобы тот сдался, видимо, подразумевалось, что вслед за отказом последует массированная атака, после которой от дома останутся развалины, в которых трудно будет вообще кого-то найти. А Асанов всё испортил. Возможно, я ошибаюсь. Ведь теперь Курсана стали обвинять, что это он передавал Атамбаеву информацию о всех телодвижениях силовиков. И как результат военная прокуратура уже возбудила уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями». Поговаривают, что за Асановым, конечно, водились разные делишки, ещё со времен работы на юге. Но, если это так, то почему раньше с него не решались спросить?
Вопросов действительно очень много. И если разгон беснующейся толпы в ночь после задержания экс-президента, граждане восприняли с одобрением и благодарностью, то последующие за этим странные шаги вновь навредили милицейской репутации. Хотя, в данном случае о ней, кажется, никто и не думает.
Александр НИКСДОРФ.