В трех регионах Иссык-Кульской области с 11 марта началось тестирование новой информационной системы «Электронный льготный рецепт», который поможет сократить объем бумажной работы в медучреждениях. Программа является первым совместным проектом Минздрава республики и Фонда обязательного медицинского страхования.

На внедрение новой автоматизированной системы выписки рецептов в Кыргызстане ушло около двух лет. После анализа всех семи областей для пилотного проекта были выбраны три района Иссык-Кульской области – Тонский, Тюпский и Джети-Огузский. Новая система заменяет рукописную выписку и ежемесячный сбор реализованных рецептов для проведения взаиморасчетов с аптекой. Тестовый режим позволит оценить работу системы в практических условиях и поможет адаптировать ее для нашей страны.

Для внедрения программы была выбрана Иссык-Кульская область. Именно эти три района продемонстрировали готовность к нововведениям. Наличие интернет-связи, инфраструктура, обеспеченность оргтехникой – таким критериям должны были соответствовать районы для полноценной работы программы.

Чтобы воспользоваться льготной программой, пациент должен быть застрахован. К таким относятся работающие люди, пенсионеры, дети до 18 лет и лица, получающие социальные пособия.

Мероприятие открыл министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев.

— Большую часть рабочего времени врача занимает бумажная работа. Ситуацию может изменить внедрение информационной системы «Электронный льготный рецепт». Введение этой программы повысит качество и экономическую доступность лекарств, обеспечит преемственность медицинской помощи и освободит от большого объема бумажной работы врачей и медработников. Это позволит врачам уделять больше времени пациентам, а в аптеке сократится время на отпуск препаратов и обработку данных рецептов.

Подробнее о введении новой системы рассказала председатель Фонда ОМС Элнура Боронбаева.

— На разработку данной программы ушли десятилетия, поэтому срок ее внедрения в нашей стране можно считать достаточно небольшим, если сравнивать со странами Европы. Перед нами стояло немало трудностей и барьеров. Но благодаря инициативе экс-председателя ФОМС М. Калиева нам все-таки удалось его реализовать. Если говорить о стоимости проекта, можно озвучить примерную сумму, она составляет около 20 тысяч долларов. И это при том, что международные консультанты пошли на большие уступки.

Так как тестирование проекта уже началось, нам сообщили, что время выписывания рецептов значительно сократилось. С течением времени программа будет усовершенствована. Мы предлагаем включить некоторые дополнительные детали.

Благодаря электронной программе у нас появилась возможность бороться с коррупционными схемами в этой области. Бывает и такое, когда рецепт выписывают на имя другого человека. Для исключения таких случаев на телефон пациента будут отправляться уведомления о рецепте. Если же он найдет несоответствие в выписанном рецепте или будет указано неправильное имя – мы проведем полную проверку пациента, на которого он был оформлен. Мы надеемся, что результаты тестового проекта пройдут на «отлично» и приведут к реализации программы по всей Иссык-Кульской области. После этого мы перейдем к его воплощению в других областях, – поделилась Э. Боронбаева.

Льготная программа лекарственного обеспечения, которой в настоящее время пользуются граждане Кыргызской Республики, работает с двухтысячного года. Часть суммы выплачивал пациент, а другая часть оплачивалась из бюджетных средств. Рецептурный отпуск выписывали на трех листах разного цвета, чтобы не забыть, какой из них остается у врача, у пациента и какой должен был быть передан аптеке.

Внедрение информационной системы началось с обучения медицинских работников, представителей аптек, сотрудников ФОМС центрального аппарата и территориальных управлений.

Принцип работы программы

В системе имеется общая база данных, доступ к которой будут иметь врачи и фармацевты. Пациент должен завести электронный адрес, на который будет поступать информация о выписанных рецептах. Помимо этого ему выдается персональный ПИН-код. Врач записывает информацию о выписанном лекарстве и способе его применения в электронную базу, после чего эта информация будет доступна для фармацевтов и незамедлительно отправлена на электронную почту пациента или же сообщением на мобильный телефон. После чего пациент идет в аптеку, где при предоставлении им паспорта и ПИН-кода ему будет выдан необходимый рецепт. Для случаев длительного применения одних и тех же лекарственных препаратов пациентом в системе имеется специальная графа «повторить рецепт», нажав на которую имеющийся в базе данных рецепт повторяется без изменений.

Работа ФОМС будет состоять в том, чтобы следить в онлайн-режиме за правильностью выписанных рецептов и контролировать эффективное использование выделенных средств.

Айдай Назаркулова.