В нашей стране существует немало проблем в борьбе с туберкулезом.

Именно поэтому два года назад была введена новая методика, результативность лечения которой составила около 80%.

Кыргызстан входит в число тридцати стран с высоким уровнем распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ-ТБ).

Ранее для людей со всеми формами туберкулеза существовала единственная схема лечения продолжительностью в два года. Курс лечения был рассчитан на прием 14 тысяч таблеток, при котором больной страдал от тяжелых побочных эффектов. Процент излечения при этом составлял не более 53%.

В январе 2017 года правительством Кыргызской Республики и Агентством США по международному развитию (USAID) были введены методы лечения с применением новых лекарств. При этом краткосрочный курс лечения составляет 9-12 месяцев и благодаря ему от туберкулеза можно вылечить практически любого человека.

По словам посла миссии USAID в Кыргызстане Гэри Линдена, с момента введения новой методики и лекарственных препаратов вылечилось более 200 кыргызстанцев, болеющих МЛУ-ТБ.

Данные реформы позволяют Кыргызстану ежегодно экономить более 1 миллиона долларов США бюджетных средств.

О проблемах, возникающих с пациентами, болеющими туберкулезом, рассказала заведующая отделением множественной лекарственной устойчивости ТБ Национального центра фтизиатрии при минздраве республики Елена Жданова.

— Благодаря данной программе ситуация изменилась в лучшую сторону. Мы активно внедряем новые противотуберкулезные препараты, такие как бедаквилин и деламанид. По оценкам пациентов, они не имеют тяжелых побочных действий. Для нашей страны актуальна проблема внутренней и внешней миграции. Поэтому многие пациенты прерывают курс лечения, чего делать категорически нельзя из-за риска развития устойчивости к препаратам, опасности заражения окружающих либо рецидива, – поделилась Е. Жданова.

Помимо нововведений в лечении в нашей стране появились так называемые кейс-менеджеры, помогающие больному на амбулаторном этапе, следящие за курсом лечения, способствующие получению лекарственных препаратов в срок, а при необходимости – доставки лекарства на дом.

Своей историей борьбы с болезнью поделилась студентка Арууке.

— Я узнала о своей болезни на первом курсе университета. Наша группа проходила медосмотр, во время которого при всех был объявлен мой диагноз. Я испытала шок и всю дорогу домой рыдала. Пролечилась в больнице три месяца, после чего вернулась домой. Спустя месяц у меня образовались лимфоузлы и пришлось вновь обратиться к врачам.

При предыдущем стандартном лечении я испытывала постоянную головную боль, тошноту и слабость. В настоящее время я принимаю бедаквилин, который почти не оказывает  побочных эффектов. Есть лишь небольшая боль в суставах. После выписки из больницы я продолжу прием лекарств еще порядка восьми месяцев. Самым тяжелым для меня было ощущение своей второсортности из-за болезни. Я всячески старалась избегать встреч с другими людьми…

К сожалению, в нашей стране таких случаев очень много. Ситуацию в борьбе с туберкулезом усложняет неосведомленность населения о симптомах болезни и отсутствие информации о доступности бесплатного лечения для каждого заболевшего кыргызстанца.