В преддверии весеннего  праздника в село Советское Кегетинского айылного аймака съехались необычные мохнатые «гости». Белые, серые, коричневые, пятнистые – все они псы тайганы… Радуясь наступившей весне собаки резво бегали по живописному жайлоо.

Поводом для приезда в живописное место стал фестиваль «Единство» («Ынтымак»), собравший свыше 70 заводчиков тайганов со всех уголков республики.

В основу мероприятия была заложена национальная кыргызская игра салбуурун, гонка тайганов и проверка их родословной.

Организатор мероприятия Таалай Шукуров, координатор Чуйской областной федерации «Санат Кумай», надеется, что со временем на фестиваль будут приезжать заводчики и из других стран.

– Цель мероприятия – сохранение самобытной культуры кыргызов. Отдавая дань памяти нашим предкам-кочевникам, мы демонстрируем национальную охоту с участием кыргызской борзой – тайгана – и её неоценимую помощь во время охоты, – поделился Т. Шукуров.

По мнению Владимира Захарова, председателя кинологического клуба «Алай Лидер», исконно кыргызских борзых нужно сохранять и разводить.

– Эти собаки были незаменимыми помощниками чабанов и охотников в прошлые времена. Так и в наши дни. Особенностью кыргызской борзой является строение её тела, напоминающее гепарда: это маленькая голова, длинные шея, лапы и свисающие уши. Такое строение тела позволяет развивать большую скорость при беге. Их нельзя водить только на поводке, поскольку им нужно выплёскивать свою неуемную энергию. Тайганы очень свободолюбивые. Собаки этой породы недоверчивые по своей природе и не подлежат обычной дрессировке. Например, заставлять псов выполнять команды «сидеть», «лежать», «принеси палку» – не стоит. Таким образом можно лишь испортить с тайганом «отношения». У этой породы другая направленность – охота. Её надо обучать искать, находить и загонять жертву. Тайган – очень уравновешенная порода со своеобразным характером. В мировом сообществе кыргызского тайгана ценят, он вызывает большой интерес у западных заводчиков собак этой породы, – заключил В. Захаров.

Тайганы в этот день восхищали зрителей своей грацией и пластикой, присущими лишь настоящим «королевским» особам. Они статно демонстрировали свои навыки, вызывая восхищенные взгляды прибывших посмотреть на них гостей. Интересно, что среди огромного числа тайганов не было слышно громкого лая собак. Заводчики говорят, что хороший тайган практически не лает.

Своим опытом разведения тайганов поделился кинолог из Узгена Мусабек Масакулов, приехавший на фестиваль со своим верным другом – четырехлетним Палваном.

– Моя собака сильная и выносливая, а при беге развивает скорость до 45 км в час. Характер у неё спокойный, но своенравный. К примеру, погладить себя позволяет лишь понравившемуся человеку. А на того, кто ему не по нраву, может залаять или для устрашения слегка укусить. В Узгене мы постоянно с ним охотимся на шакалов и лисиц. Именно на охоте Палван раскрывает все свои природные качества и полученные навыки. Сегодня ко мне подходили люди, которые хотели её купить за 20 тысяч сомов. Но я не продал своего тайгана. Для меня Палван – лучший друг и верный товарищ, а выходить с ним на охоту – это истинное наслаждение, – поделился М. Масакулов.

Черно-белые красавцы Рами и Чыр – сестра и брат. Их хозяин Замир Абдыкулов со станции Ивановка занимается разведением тайганов пять лет.

– Тайгана по кличке Рами назвали в честь её отца, а кличка «Чыр» с кыргызского языка переводится «Задира». Их мать я привёз из Токтогула, она чистокровный тайган. Беру их с собой на охоту на лисиц и шакалов. Этих собак невозможно посадить на цепь, поэтому дома они всегда на свободе. На людей не нападают, если только люди сами их не обидят. Обычно «девочки» этой породы бывают намного умнее «мальчиков». Вот и в моём случае на охоте Чыр всегда бежит за Рами, и всё, что она делает, он лишь повторяет. Рацион тайганов самый разнообразный. Я варю им каши, угощаю и своей едой. Но, так как они охотничьи, то не могут обходиться без мяса. Мои собаки очень дружны между собой и, возможно, связаны на интуитивном уровне. Если одна из собак по каким-либо причинам отсутствует дома, то вторая начинает скулить и тосковать. Поэтому мы решили собак не разлучать. Да и дети мои к ним сильно привязались. Однажды один уважаемый аксакал попросил меня продать Чыра, но дети стали переживать, плакать и умолять меня не продавать собаку. Пришлось согласиться, – поделился Замир Абдыкулов.

Как отмечают кинологи, фестиваль «Единство» позволяет возрождать, сохранять и разводить породу тайганов. Еще лет пять назад заводчики приводили на выставки нечистокровных тайганов. Но в настоящее время ситуация изменилась и появились чистокровные собаки.

О том, каким должен быть чистокровный тайган, рассказал биолог, эксперт первой категории Алмаз Курманкулов.

– Тайган – это уникальная аборигенная порода, ведущая свою родословную от тибетской группы борзых. Это единственная порода, которая гонит по следу и имеет окостенение хвостового кольца. Собака приспособлена к высокогорью, у неё крупное сердце. По скорости может соперничать с русской борзой. Но в отличие от неё наш тайган преодолевает большие расстояния. Раньше тайганы кормили целые села, помогали добывать пушнину, которая в то время считалась денежной единицей. Поэтому тот, кто имел тайгана, можно сказать имел свой «банк». Ещё тайганов отличает от других пород недюжинный интеллект. Он понимает человека, с ним можно беседовать, они даже могут улыбаться. У охотничьего тайгана должен быть полный комплект зубов, ножницеобразный прикус, высота в холке у кобелей достигает 65-

70 см, у сук – чуть ниже, – прокомментировал эксперт.

Оказалось, что в нашей стране существует фонд сохранения кыргызской борзой «Кыргыз тайганы». Благодаря его руководителю Болоту Мураталиеву был создан интернет-сайт, дающий исчерпывающую информацию для заводчиков тайганов.

– На сайте на русском и кыргызском языках мы публикуем всю имеющуюся у нас информацию о тайганах. Есть даже контактные данные экспертов и заводчиков.

Тайган – это наше национальное достояние, поэтому мы должны прилагать максимум усилий для сохранения этой породы для наших потомков, – отметил Болот Мураталиев.

Помимо заводчиков тайганов на фестиваль приехали беркутчи вместе со своими небесными охотниками – беркутами. И это не случайно, ведь очень часто охота проходит совместно с тайганами и беркутами. Известный беркутчи в республике Ишенбек Кыдыров из села Каджисай Тонского района Иссык-Кульской области рассказал об особенностях этих величественных птиц.

– Моего беркута зовут Туман. Он приучен к охоте на шакалов и лисиц. Живут эти птицы порядка 40-60 лет. У них зоркое зрение, сильные когти и клюв, они даже могут растерзать молодого волка. Обычно на обучение птиц уходит 3-4 года. Они привыкают к одному хозяину и различают его голос. Охотой с беркутом я занимаюсь уже сорок лет, и за это время насчитал около12 видов этих птиц. Беркуты занимают особое место в развитии туризма Кыргызстана. У иностранцев охота с беркутом пользуется большой популярностью, – рассказал охотник И. Кыдыров.

Стоит отметить, что Ишенбека Кыдырова хорошо знают не только в Кыргызстане, но и далеко за рубежом. Он даже стал телезвездой. Когда к нам в республику приехала съёмочная группа программы «Орел и решка», именно его как высокого профессионала и лучшего знатока своего дела пригласили для демонстрации охоты с беркутом.

В конце фестиваля победителям соревнований по спортивному забегу тайганов, а также тем тайганам, кто прошел проверку на чистоту родословной, вручили дипломы и призы.

Со словами благодарности выступили аксакалы села и депутаты Кегетинского айылного кенеша. Стоит отметить, что помимо участников со всей республики приехали гости из Турции и Афганистана.

По завершении фестиваля состоялись соревнования по кыргыз курошу, а также прозвучали отрывки из эпоса «Манас».