В криминальном мире таких людей как 48-летний Владимир называют вымирающим классом. Вор-домушник с почти 30-летним стажем по-прежнему придерживается воровских понятий и живет в своем обособленном мире. Как говорит он сам, таких как он уже практически нет.
С этим человеком удалось познакомиться в кабинете у сотрудников уголовного розыска. Как рассказали милиционеры, за этим преступником они гонялись несколько месяцев по всему Кыргызстану. Поймать такого матерого рецедивиста честь для каждого милиционера.
— Если он захочет поговорить с тобой, препятствий чинить не станем, а если нет, то извини, – предупредили оперативники.
Мой будущий собеседник, едва я переступил порог кабинета, первым делом внимательно осмотрел чужака с ног до головы. Инстинктивно стало понятно, что свое решение этот человек примет сейчас. Всего за несколько секунд Владимир опытным взглядом просканировал меня насквозь и, немного подумав, дал свое согласие.
Наш туго начавшийся разговор вылился в трехчасовой монолог криминального авторитета.
— Я – вор старой формации и мне нельзя особо откровенничать с незнакомыми людьми, в нашей среде это не принято. За любое невольно брошенное слово надо отвечать по всей строгости. И если хочешь, чтобы наш разговор состоялся, то прими два моих условия: не фотографируй меня и измени имя.
Пришлось соглашаться на все условия моего собеседника. Затянувшись сигаретой, Владимир долго не выпускал из себя дым. Казалось, что убеленный сединами уголовник вместе с порцией никотина на собственной машине времени переместился на несколько минут в свое детство.
— Я рос в обычной семье. Родители трудились на заводе. До восьмого класса их единственный ребенок хорошо успевал по всем предметам. В свободное от уроков время как и вся местная детвора занимался спортом. Мой первый тренер, заметив у меня способности, предлагал сделать чемпионом. Но как оказалось, все безоблачное мальчишеское счастье рухнуло в один день. Родители погибли в автокатастрофе. Уехали на выходные к родственникам и не вернулись. Оставшись один, я долго приходил в себя. Органы опеки предложили мне два варианта. Первый — перебраться в Сибирь к родственникам, либо до моего совершеннолетия прозябать в детском доме. Естественно, я выбрал первый вариант.
Но жизнь у родственников не задалась у Владимира с первых дней. Оно понятно, кому нужен лишний рот и круглый сирота. Поднакопив денег, он купил билет на поезд и рванул в Москву. На знаменитом «Черкизоне» устроился грузчиком. Жил в подвальном помещении вместе с выходцами из Средней Азии. Именно эти ребята много рассказывали о своем прекрасном крае, и он решил для себя непременно побывать в Азии.
Вскоре на рынке парня приметил известный московский вор и взял под свою опеку. Он стал обучать его азам воровской профессии. Вскрыть любой дверной замок за несколько минут, в этом деле нужен особый талант. Не прошло и месяца, как свой криминальный дар Владимир применил на первом деле. А дальше воровская жизнь окончательно затянула вчерашнего школьника-отличника.
— Потом обворованных мною квартир было так много, что я, честно скажу, сбился со счета. Внутренним чутьем понял, что в срочном порядке пора менять место жительства. У любого человека моей профессии должен быть свой внутренний голос. Именно он мне тогда подсказал, что Москва стала для меня небезопасной, и для того, чтобы не сесть в тюрьму, нужно было покинуть этот город. Так впервые в своей воровской карьере я отправился на «гастроли» по бывшему Союзу. За несколько лет побывал во всех самых больших городах, – продолжил рассказ Владимир. – Но воровской «фарт» рано или поздно должен был от меня отвернуться. Так я первый раз угодил в зону. В Новосибирске проник в хорошо обставленную квартиру. Но не заметил, что все комнаты там оборудованы сигнализацией. Не успел я сложить в свою сумку все ценные вещи, как на пороге меня встретил милицейский наряд. Заломив руки за спину, стражи порядка под конвоем доставили меня в камеру. На допросе у следователя стало понятно, что отпираться бессмысленно. Взяли меня с поличным: с сумкой, полной вещдоков. Потом всплыли старые грехи. Я подписал все бумаги.
Зона домушника встретила хорошо. Здесь ему очень помог бывший покровитель, московский авторитет замолвил о своем питомце несколько добрых слов перед уголовниками. Как признался Владимир, в колонии он познакомился с крутыми спецами-домушниками. Они обучили и передали молодому человеку все свои умения. Главное, парень не только повысил свою квалификацию в открывании дверей, но и научился взламывать сейфы. Кроме этого стал самостоятельно делать отмычки к любым замкам. В воровской среде это первое дело. На волю он вышел уже профессиональным медвежатником. На свободе домушник пробыл недолго, дружки, с которыми отбывал срок пригласили на новое дело. С ними успел проехаться по нескольким крупным городам. После развала СССР стало понятно, что уровень жизни населения значительно упал. Редко удавалось заполучить приличную добычу. Но вскоре положение выправилось. Появились первые особняки, больше стало богатых людей. Немного подумав, Владимир признался, что в его жизни есть город, где он предпочитает отдыхать от своей работы, – это Сочи. Правда, теперь, он не знает когда попадет в эти райские места.
Вопрос о семье застал моего собеседника врасплох. В криминальной среде не принято спрашивать о личном, и Владимир, немного подумав, произнес:
— У меня в России есть несовершеннолетняя дочь. Между отсидками познакомился с красивой женщиной. Когда у нас появился ребенок, даже подумывал завязать со своим опасным ремеслом. Но судьба не дала мне такого шанса. Пока супруга сидела в декретном отпуске, я для них оставался единственным кормильцем. Пытался устроиться на работу. Но в любом отделе кадров сотрудники, взглянув на мою биографию, сразу давали от ворот поворот. От безысходности пошел работать на хлебозавод пекарем. Но получки едва хватало на продукты. А потом серьезно заболела дочь. Врачи сказали, что для ее полного выздоровления требуется крупная сумма налички. Пришлось вспомнить все свои старые воровские навыки. И опять с головой ушел в криминальный промысел. Когда выпадает время, стараюсь выбраться к жене и дочке.
За плечами нашего собеседника не одна квартирная кража. Успел он основательно наследить и в Кыргызстане. Профессионал своего дела практически никогда не оставлял на месте происшествия следов. Сыщикам, чтобы выйти на его след, пришлось приложить немало усилий.
Сотрудники уголовного розыска взяли гастролера в самый последний момент. Задержать квартирного вора им удалось с помощью бдительных соседей. Они заметили у себя около подъезда подозрительного мужчину и сообщили в милицию.
— Промедли мы на пару дней и наш подопечный уехал бы в другой город. А так ему придется задержаться в Кыргызстане на долгое время, – пояснили стражи порядка.
— Обиды на оперов у меня нет. Это их работа. Одни люди воруют, другие их ловят, – подвел итог нашей беседы Владимир. – Видимо, и в этот раз меня подвела моя воровская фортуна.
Наш разговор неожиданно прервался, в кабинет к сотрудникам угрозыска зашли конвоиры. Подозреваемого необходимо было везти в следственный изолятор.