Если взять послужной список полковника милиции в отставке Чоюнбека Сагынбаева, то можно увидеть все ступени карьеры – от рядового сотрудника до полковника, начальника Уголовного розыска столицы республики. В милицию он пришел после службы в армии, окончил среднюю школу милиции в Алма-Ате, потом Высшую школу милиции в Москве. Много лет проработал в органах. Сейчас Чоюнбек Сагынбаев – член Совета ветеранов МВД. Много было на его счету раскрытых преступлений за многолетнюю службу, бессонных ночей, дежурств, опасных командировок… Но особенно врезалась в его память первая схватка с матерым преступником, после которой у него остался шрам на груди. Он получил медаль «За отличную службу по охране общественного порядка».
Было это в 1957 году. В ту пору он уже был сотрудником милиции в звании сержанта и как раз собирался ехать на учебу в Алма-Ату. В выходной день он пригласил знакомую девушку в кино и был в гражданской одежде. После вечернего сеанса в кинотеатре «Октябрь» они присели на скамейку, разговаривали, обсуждали фильм. Время было позднее, поэтому людей вокруг не было.
Вдруг из кустов вышел мужчина крепкого телосложения и направился к ним. Подойдя к молодым людям, мужчина вытащил пистолет и направил его на них:
— Ну-ка, фраер, быстро снимай часы, да и карманы выворачивай, а не то пристрелю. Потом сваливай отсюда, а девчонка пусть остается, я с ней позабавлюсь, а то давно женщин не видел, – угрожающе произнес он.
У Чоюнбека после таких слов вскипела кровь. Как смеет какой-то мужик угрожать ограбить его и надругаться над его подругой?! Конечно, такого он допустить не мог. Но внешне он оставался спокойным. Чтобы усыпить бдительность нападавшего, он демонстративно снял с руки часы, встал и протянул их ему:
— На часы, подойди и возьми.
Мужик подошел, протянул свободную руку и в этот момент Чоюнбек пнул ногой по его руке с пистолетом. Оружие отлетело в сторону, но мужик оказался проворным и бросился поднимать пистолет. А Чоюнбек бросился на него, но тот успел схватить пистолет и сделать выстрел. Пуля обожгла грудь, но, несмотря на боль, Чоюнбек сумел вырвать оружие из рук преступника и его же рукояткой оглушил нападавшего. Когда тот упал, наш герой связал его руки за спиной его же брючным ремнем и решил доставить в ближайшее отделение милиции. Испуганная девушка в это время опомнилась и стала уговаривать Чоюнбека побыстрее убежать оттуда. Она боялась, что поблизости могут оказаться дружки бандита. Но милиционер не мог оставить это дело так. Он поднял связанного и, несмотря на кровь, текущую из раны, повел его в отделение. Девушке он сказал, чтобы шла домой. До отделения, находящегося на пересечении нынешней улицы Чуй и Панфилова, было чуть более километра.
Тем временем преступник немного пришел в себя и уселся посреди дороги:
— Слушай, друг, ты молодец, победил меня. А куда ведешь? – начал он спрашивать.
— В милицию тебя сдам, – кратко ответил Чоюнбек.
— Не надо, друг, лучше отпусти меня, бери мой пистолет, еще и денег тебе дам, только не сдавай милиции, – взмолился бандит.
— Вставай, не нужен мне пистолет, я сам милиционер, у меня есть табельное оружие. Ты же меня чуть не убил, и я тебя должен отпустить, что ли?
— Ох, я дурак! Попался как кур в ощип! – воскликнул мужик и нехотя поплелся впереди. Спустя некоторое время и расстояние бандит снова сел на асфальт и стал умолять:
— Слушай, друг, я дам тебе лимон денег, отпусти, будешь очень богатым, на всю жизнь хватит и внукам останется. Я с корешами сбежал из тюрьмы в Караганде, убили конвоиров, забрали пистолеты и автоматы. Там ограбили инкассаторов, потом в Джезказгане взяли сберкассу, ограбили универмаг. У нас полный мешок денег. Потом в Джамбуле тоже взяли сберкассу и колхозную кассу. Сейчас через Фрунзе хотим уехать в Китай, потом в Японию. Нам нужны были часы, но купить их негде. Поэтому вышел вечером на охоту. А ты молодец, сумел меня завалить. Отпусти меня, бери лимон денег, будешь богатым, бросай свою дерьмовую милицию, ты же получаешь мизер!
Но эти мольбы никак не повлияли на Чоюнбека. Он снова заставил его встать и, подталкивая пистолетом, повел дальше:
— Иди, иди, а то застрелю при попытке к бегству. И побыстрее, а то кровь у меня течет из раны, надо остановить.
И вот уже отделение милиции. Навстречу выскочил дежурный и, оценив обстановку, сразу запер преступника в одиночную камеру, а Чоюнбека уложил на кушетку и вызвал скорую помощь. «Как довел преступника, – вспоминает ветеран, – помню, как лег на кушетку тоже, а потом – провал».
Очнулся Чоюнбек на следующий день в палате больницы. Врачи сделали операцию, рана оказалась сквозной и не сильно опасной. Вспоминал произошедшее как приснившееся во сне. Только не мог понять, какой такой «лимон» предлагал ему бандит. Спросил у русского соседа по палате. Тот объяснил, что «лимон» означает миллион рублей. Очень тогда удивился Чоюнбек, у которого зарплата тогда составляла около восьмисот рублей (после реформы 1961 года эта сумма стала восемьдесят рублей). И только тогда он понял, какого матерого бандита он сумел задержать.
А в это время по городу уже разнесся слух, что молодой милиционер, раненный бандитом-рецидивистом, сумел его повязать и доставить в отделение. Потом об этом подвиге написали многие газеты, передавали по радио.
После выписки из больницы Чоюнбека Сагынбаева наградили медалью, хотя такой подвиг тянул и на орден. Но кадровики решили, что хватит и медали начинающему сотруднику.