Генерал-майор Шейшенбек Байзаков в уголовном розыске Кыргызстана – личность легендарная. Как он сам о себе говорит, мент до мозга костей. За более чем тридцатилетнюю службу в милиции он имеет много наград, поощрений, почетных грамот не только своего ведомства, но и от командования Нацгвардии, Министерства обороны, Службы национальной безопасности. Также его награждали не только силовые ведомства Кыргызстана, но и соседних государств и России. Все это – итог его подвижнической деятельности на ниве борьбы с преступностью, которой он отдавал все свои силы, интеллект и большую часть жизни.

Ярким примером его работы по раскрытию преступлений является история случившаяся, когда он был назначен начальником Таласского угрозыска. В одном из предгорных айылов Ленинпольского района ранней весной утром было найдено обезображенное тело молодой двадцатилетней женщины. Для тихого населенного пунк-
та в триста дворов это было чрезвычайной ситуацией. Все в айыле друг друга знают, до этого не было даже случаев воровства, а тут такое! Убитую в айыле все хорошо знали, она была добрая, отзывчивая, ее все любили. Ее убитый горем муж сообщил, что она была беременна, должна была родить месяца через четыре.

Когда следственная группа во главе с Байзаковым приехала в айыл, ее встретила толпа местных жителей, которые требовали поскорее найти убийцу. Милиционеры видели, что люди готовы растерзать того, кто совершил такое злодейство. При вскрытии тела обнаружились многочисленные разрывы внутренних органов, голова была размозжена страшным ударом. Также было установлено, что женщина была изнасилована.

При выяснении обстоятельств произошедшего и круга подозреваемых было установлено, что муж погибшей женщины всю ночь играл в карты. Также в ту ночь по айылу бродили группы молодых парней-жарамазанщиков (было время Орозо-поста). И еще – одному сельчанину выбили окно камнем, и он всю ночь с ружьем просидел в засаде. Но никто не видел и не слышал ничего такого, что можно связать с убийством. В доме убитой при осмотре было видно, что там произошла борьба – вся постель была раскидана, на полу валялась кастрюля, а вокруг расплескалось содержимое – кульчетай. В одной из комнат был обнаружен костюм с пятнами крови. Поэтому первое подозрение пало на мужа. Когда стали его допрашивать, то он сказал, что ушел из дома около полуночи и всю ночь играл в карты. Вернулся утром – алиби 100-процентное, в карты играли несколько человек, все они говорили, что он не покидал их до шести утра. Судмедэкспертиза показала, что смерть женщины наступила приблизительно в 4 утра. Муж утверждал, что костюм принадлежит не ему, а брату, который сейчас на сакмане в шестидесяти километрах отсюда. Милиционеры поехали к брату подозреваемого, а он сообщил, что у него тоже алиби, он никуда не отлучался, и это могут подтвердить чабан и вся его семья. А кровь на пиджаке от того, что боролся с приятелем, немного расшиблись, упав на камни. Все его показания подтвердились. Тупик.

Байзаков на рабочем столе составляет на листе ватмана график – куда заносит по минутам и часам, кто что делал в ту ночь. Круг подозреваемых – около тридцати человек. В айыле проживают шестеро прежде судимых, четверо из них – за изнасилование. Всех их допрашивают, проверяют показания, проводятся очные ставки, сверяются показания. График все больше заполняется. Кабинет забит одеждой и обувью, взятой на экспертизу. Но результаты экспертиз, которые делаются только в столице, они могут получить только через недели. А время не ждет. И люди все сильнее требуют найти убийцу, айыл бурлит негодованием.

Но все-таки круг подозреваемых с каждым днем сужался. На пятые сутки пришло заключение экспертизы, которая установила группу крови убийцы. И остались из тридцати подозреваемых только трое. Один из них был судим за грабеж и попытку изнасилования. Он утверждал, что всю ночь играл в карты. Но при опросе другие картежники вспоминили, что подозреваемый дважды надолго уходил куда-то. Также выясняется, что за несколько дней до убийства, этот гражданин подрался и нанес телесные повреждения односельчанину. Под этим предлогом его задержали, а за остальными двумя установили круглосуточное наблюдение. Байзаков интуитивно чувствовал, что главным подозреваемым является именно первый мужчина. Но на допросах тот держался спокойно, айыльчане говорили, что он был среди родственников и в морге на вскрытии, и на похоронах. А Байзаков с целью психологического воздействия рассказывал ему, что на постели обнаружены волосы, вырванные во время борьбы, принадлежность которых установит экспертиза, что на брюки убийцы попали капли из кастрюли, спрашивал о царапинах на шее и лице подозреваемого, уличал в неточностях во времени, спрашивая о той ночи. И все это в конце концов возымело действие. На восьмые сутки пребывания в камере спокойствие у парня улетучилось. Он разрыдался перед Байзаковым и начал рассказывать.

Играли с вечера в карты. Сидели, выпивали, подходили другие мужики с выпивкой. Один раз и он успел сбегать за поллитровкой. Часа в три ночи повел совершенно пьяного товарища домой. Когда возвращался, увидел освещенные окна. Знал, что там молодая женщина одна, а муж играет в карты и до утра не вернется. Открыл окно и влез, пробравшись в комнату, набросился на женщину. Она сопротивлялась, но он был сильнее. После он бросил ее бесчувственную на пол и вылез на улицу. Но вдруг увидел, что полураздетая женщина выскочила из дома и побежала к тому дому, где играл в карты ее муж. Тогда он настиг ее, просил, уговаривал, чтобы она никому не рассказывала о случившемся, но бесполезно. Женщина была вне себя и вырывалась, чтобы добежать до мужа. Тогда он начал ее бить, пинать, и в конце добил тяжелым камнем по голове, а затем оттащил тело на соседний огород. Потом он пошел к картежникам, играл с ними, пил водку, утром пришел домой и лег спать как ни в чем не бывало.

Когда его привозили в айыл на следственный эксперимент под конвоем автоматчиков, толпа односельчан готова была его растерзать на месте. Еще бы немного, и произошел бы самосуд. Но вмешался пользующийся большим авторитетом, много лет проработавший там участковый, который смог уговорить людей разойтись и не вмешиваться. Кстати, в той толпе не было мужа убитой женщины, видно чувствовал свою вину за произошедшее. В тот вечер жена уговаривала его остаться дома, но он не послушал ее. В карты ему везло, выиграл, а выходит, что проиграл неизмеримо больше – жену, не рожденного ребенка и семейное счастье…

 

 

Эркин БАЙБОСУНОВ. Фото www.