Нередко можно услышать разное о людях, которые в поисках лучшего применения своих талантов уезжают за границу. Гораздо реже одаренные люди, невзирая на трудности, остаются и продолжают развивать не только свои таланты, но и помогают в этом другим.

Галина Александровна Мусиенко из города Кара-Балта, художественный руководитель и балетмейстер ансамбля народного танца «Аллегро» («Келечек»), как раз из таких. Благодаря ее стараниям ансамбль известен не только

в Кыргызстане, но и за рубежом.

В танцевальном зале, где Галина Александровна ведет занятия, светло и просторно, а каждый ее ученик с нетерпением ждет начала занятий. Над зеркалом, которое занимает одну из стен танцевального зала, висит более 20-и грамот и дипломов. Еще столько же находятся в коробке. Среди них только первые места и гран-при.

Эти высокие награды – признание трудов и показатель работы ансамбля и его руководителя.

 

Дорога к танцу

Творческий путь Галина Александровна начала в Кара-Балте.

— Я родилась в Казахстана, но родителей пригласили сюда на работу на секретное предприятие, когда мне было всего 6 месяцев. Поэтому своей родиной я считаю Кыргызстан.

Любовь к танцам еще в детстве привил мне мой первый наставник Александр Мамбетович Эргишев, под началом которого я осваивала свои первые «па». Он очень расстроился, когда узнал, что я решила стать хореографом. Меня это сильно удивило. Александр Мамбетович отговаривал меня, говорил, что заниматься хореографией – тяжелый труд, непосильный для женщины, каторга в цветах. Я даже обиделась. Подумала тогда, что я настолько неспособная и мой учитель просто стесняется об этом сказать. Тем не менее, все равно другого для себя не мыслила и уехала продолжать обучение в Челябинский институт искусств. Правда, по некоторым причинам учиться стала не там, а в культпросветучилище на хореографическом отделении в том же городе. Параллельно танцевала в полупрофессиональном ансамбле танца «Самоцветы» Челябинского тракторного завода, танцы и сюиты для которого ставили известные балетмейстеры Игорь Моисеев и Михаил Годенко.

Как вспоминает Галина Александровна, учиться было трудно и она часто вспоминала предостережения своего учителя.

— Скажу честно – было очень тяжело. Там не учатся ради забавы, там учатся, чтобы овладеть искусством танца. Поэтому мы, бывало, репетировали по 12-14 часов.

Очень много внимания уделяли нашему интеллектуальному развитию. Как человек, бедный морально и интеллектуально, может донести до зрителей хоть что-то хорошее через свой танец? Мы не вылезали из библиотек. Сейчас информация стала более доступной и поэтому обесценилась: зачем запоминать, когда можно в любой момент посмотреть в Интернете? Я считаю такой подход неверным.

Несмотря на нелегкое обучение и изматывающие репетиции, юная танцовщица не собиралась сворачивать с выбранного пути.

— Я выбрала специальностью хореографию, потому что ничего другого для себя не мыслила. Для меня танец – не хобби, а образ жизни. Только в танце можно в полной мере выразить все свои желания и мечты.

Годы шли, обучение подошло к концу, и тут случилось несчастье – из жизни ушел Александр Мамбетович. Верная ученица очень тяжело перенесла эту утрату. Под действием сильных эмоций она даже поклялась, что продолжит его дело. Такими клятвами не разбрасываются. Поэтому, окончив обучение, Галина Александровна вернулась домой и осталась. И снова ей вспомнились предостережения почившего наставника.

— Я была молодой 20-летней девушкой, а многие в коллективе были гораздо старше меня, некоторым было за 30. У всех за плечами уже есть опыт, и тут ими приходит руководить молодая девушка. Мне было очень тяжело работать с коллективом. Я хотела танцевать и не хотела никого учить. Приходила домой и плакала. Но и тогда я не отступила: взяла себя в руки, и мы сразу же начали занимать первые места. Все в коллективе увидели, что я, несмотря на молодость, знаю свое дело.

А потом мне приснился сон, где я встретилась в раю с моим бесценным наставником, и он благословил меня продолжать заниматься ансамблем. В то утро я проснулась воодушевленная, и до сих пор это воспоминание подпитывает мои силы. Меня по жизни сопровождает чудо во всем, что касается выбранного мной пути хореографа. Мой муж был музыкант, коренной карабалтинец. Мы с ним вместе учились в Москве. Благодаря ему у нас много эксклюзивных музыкальных композиций, написанных им специально для нашего коллектива. Было много всего. И бесконечная череда репетиций, и важные концерты, и гастроли в другие страны, и множество предложений работать за рубежом. Но я все же твердо решила, что не оставлю свой ансамбль, не предам своего учителя. Это было бы неуважением и к его труду, и к моим стараниям.

 

Танец как образ жизни

На вопрос о том, как Галина Александровна относится к современным танцам и практикует ли что-то подобное, она отвечает категорично.

— Сейчас в хореографии наметилась тенденция к упрощению движений. Хореография ушла в сторону от грации и пластики, стала более глобализированной. Мне это не нравится. Мы продолжаем идти классическим путем.

Сегодня чаще детей просто «натаскивают» делать движения под музыку. Есть «ляпушки», есть «собирушки», есть телодвижения под музыку, не выражающие никакой мысли, а есть танцы, которые с вышеперечисленным ничего общего не имеют. Если мои ученики и не будут великими исполнителями, то, по крайней мере, они будут понимать и знать, что такое хореография. Они могут пойти на любой балет и видеть действие, читать как книгу то, что происходит на сцене.

Когда я уже работала здесь, мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации под началом великого хореографа Игоря Александровича Моисеева. Вот на кого следует равняться современным танцовщикам. Именно общение с ним натолкнуло меня на идею поступить во Всесоюзный государственный институт культуры в Москве.

Свое желание продолжать обучение, несмотря на успешную работу, балетмейстер объяснила одной фразой: «Чтобы больше дать, надо больше знать». Тем более, что уметь танцевать – это одно, а уметь объяснить своим ученикам, что от них требуется, – совсем другое. И этому тоже необходимо учиться.

— В первую очередь я пытаюсь не учить детей каким-то движениям, а помочь постичь философию танца, найти гармонию внутри себя и с окружающим миром. Помочь им создать прекрасный образ. Если это народный танец, то зритель должен прочувствовать красоту этого народа, традиции людей, которые представляют эту народность. Поэтому наши танцы отличаются от других – они живые душой, это не набор движений, это рассказ от души. Детей мы учим чувствовать и говорить через танец.

Некоторые считают, что танцы – нечто несерьезное, простое, не требующее особого труда и напряжения. Однако Галина Александровна и ее подопечные могут с легкостью опровергнуть подобные утверждения. Для них танец – не просто телодвижения под музыку, а возможность без слов рассказать непростую историю.

— Каждое движение должно выражать мысль. Самое важное – донести эту идею до танцоров. И тогда, стоя у станка и выполняя движения, танцовщик начинает понимать их суть и двигаться иначе – более вдохновленно. А как можно что-то выразить, если в душе пустота? Должно быть хорошее, сильное, доброе начало, нечто образное и интеллектуальное. Понимание этого мира и его красоты. И чувства у танцовщика должны быть не примитивными, а насыщенными красотой. Этому тоже необходимо научить.

Например, вальс «Весна 45-го года». Не сразу удалось проникнуться духом того времени, и танец выходил механическим. Но, в конце концов, нам удалось поймать то самое ощущение, и танец кардинально изменился, хотя движения и остались теми же. Радость встречи после войны, радость победы и немного… Зрители, для которых мы танцевали, не могли сдержать слез – так наш танец затронул струны их душ. Мы создаем нечто такое, чтобы зрители ушли после нашего выступления воодушевленными.

Последний отчетный концерт в очередной раз показал, что мы продолжаем идти верной дорогой. Отчетные концерты нашего коллектива – ежегодное мероприятие, и все жители с нетерпением его ждут. Это одна из традиций – осенью мы посвящаем малышей, а весной выпускаем наших взрослых танцовщиков. Коллектив постоянно меняется – время не стоит на месте, дети вырастают, уезжают учиться в вузы в Бишкек или за рубеж. Но годы, проведенные в нашем коллективе, всегда остаются в их душах. Для участников ансамбля это все равно что выпускной, а такие мероприятия должны состояться, несмотря ни на что.

Разумеется, чтобы сделать хороший концерт, необходимо приложить титанические усилия всем участникам. Это и танцы, и подготовка костюмов, и организация. Бывает очень сложно – нет вентиляции, маленькая сцена, номера все идут в очень быстром темпе… Но никто не жалуется, все улыбаются. И ликование зрителей после каждого танца – доказательство того, что мы это делаем не зря.

В этом году подготовка оказалась настолько тяжелой, что серьезно подорвала мое здоровье. Мне даже пришлось пропустить гала-концерт областного конкурса «Сары-Єзєн чолпондору», где наш ансамбль принимал участие.

К счастью, несмотря на мое отсутствие, ребята проявили себя великолепно и выиграли гран-при конкурса. И это несмотря на то, что они полностью выложились на предыдущем отчетном концерте.

Найти в себе силы и эмоции для очередного выступления – тоже часть науки танца. Наш девиз: «От души и для души». Каждый концерт надо делать как в последний раз.

 

Несмотря на то, что скоро исполнится 45 лет, как Галина Александровна руководит одним из самых титулованных ансамблей страны, государство не часто баловало ее своим вниманием. Звание «Заслуженный деятель культуры» ей присвоили только в декабре прошлого года. Вероятно, до этого чиновники полагались на твердое слово Галины Александровны и ее уважение к памяти наставника, не опасаясь, что один из лучших балетмейстеров страны примет заманчивое предложение со стороны. А она не приняла, потому что ансамбль – смысл её жизни.