— В настоящее время чувствуется разрыв между властью и народом. В чем причина, как вы думаете?

— Простой народ говорит только то, что есть на самом деле. Думаю, власть не может понять, что говорит народ, а если понимает, то не знает как выполнить требования народа. Народ занят своим делом, устраивает свое житье-бытье. Из-за того, что правительство, парламент, которым верил народ, четко не выполняют своих обязанностей, они не могут завоевать доверия народа. Поэтому население ни от кого никакой помощи не ждет, люди сами решают свои проблемы.

— О вас говорят, что вы вроде в тени как управляющий налоговой отраслью «серый кардинал»?

— Это все несоответствующие действительности слухи, все те же лживые слова, которым народ не верит. Однако у каждого места есть свой законно избранный руководитель, контролирующий работу этого места. А чтобы стоять в стороне и руководить, это место же не «частная лавочка», верно?

— Скажите как некогда управлявший этой государственной отраслью руководитель. Как в настоящее время ведет работу Налоговая служба?

— Ни для кого не секрет, что в нынешнее время единственная работающая отрасль – это Налоговая служба. Потому что, когда в государство не идут дополнительно новые инвесторы, экономика не развивается, стоит, а также не совершаются продвинутые дела для развития экономики, то работающие в этой отрасли сотрудники относятся к работе ответственно, выполняют планы, поставленные сегодняшним правительством, это непростая вещь. А недостатки бывают в каждой работе. Более того, на сегодняшний день трудно работать без недостатков. Потому что, как говорится, среди них могут быть нечистоплотные работники. Однако я думаю, что в нынешних условиях в стране Налоговая служба правильно выполняет свои обязанности.

— Только недавно Жанторо Сатыбалдиев сказал: «За неполный сбор налогов за 4 месяца мы объявили Исхаку Масалиеву выговор». И как же Масалиев работает хорошо, по вашему мнению?

— Наверняка это личные мысли Сатыбалдиева, я никак не могу комментировать это. Ведь я говорю не лично о Исхаке Масалиеве или других сотрудниках в налоговой отрасли, а веду речь о Налоговой службе. Что скрывать, сейчас налоговики четко выполняют свою работу, по возможности с избытком берут (налоги) у народа. К примеру, некоторые налоговики, намереваясь не потерять работу, договариваются с определенными учреждениями. Много случаев изъятия налогов авансом за 5-6 месяцев. О таких грубых нелицеприятных явлениях частные предприниматели говорят, не скрывая, открыто.

— В последнее время, куда ни пойди, обсуждается тема Батукаева. Как вы думаете, действительно ли называемые виновными чиновники получат наказание?

— Открыто говоря, это законченный процесс. Стоящие на вершине сегодняшней власти это дело до завершения не доведут никогда!

— А вообще, кто должен нести ответственность за складывающуюся в стране ситуацию?

— Такую же сделали систему. Сейчас не осталось человека, который отвечал бы за что-то. Например, мы хотим обвинить правительство, но членов правительства избирали сидящие в парламенте партии. Хотели бы обвинить парламент, а они говорят совсем о других вопросах. Иначе говоря, нынче никто в стране не берет ответственность на себя, отсюда и «хаос», происходящий сейчас в стране.

— А кто должен взять на себя ответственность?

— Конечно, президент.

— Мы же парламентская республика. Спорят: тогда каким образом должна быть президентская ответственность? Ваша точка зрения?

— Нет. Мы, во-первых, президентско-парламентская страна, потому что президент избирался выборным путем, по закону мы президентско-парламентская страна. Не следует путать эту вещь. Вот почему, какая бы ситуация ни сложилась в стране, ответственность должен взять на себя президент. Что касается парламента. И в Жогорку Кенеше правящая партия – партия самого президента. Как же мы можем взвалить ответственность на кого-то другого?

— В последнее время увеличилось число людей, идущих на должности на ветвях власти, не с целью служить народу, а с намерением скопить богатства или сохранить свои богатства. Что выдумаете по этому поводу?

— Ошибаются те, кто идут во власть служить не народу, а себе скопить богатства. Там никто не сможет накопить богатства. К тому же такие люди с «черными» мыслями быстро попадают в руки правосудия и разоблачаются. Причина в том, что во власти нет никакого богатства. А идущие во власть с богатством, они приходят туда только со стремлением сохранить свои богатства. Потому что в нашей стране нет частных предпринимателей, которые бы сами по себе развивались, не вмешиваясь во власть.

Вот на сегодняшний день в Кыргызстане ведется невероятно бурная стройка. Но кто ведет эту стройку? Какая компания? Все они «подставные лица». Никто не хочет раскрывать свое имя. Потому что, если он скажет: «У меня есть большая строительная компания, или я начал новый прибыльный проект», — тогда проверяющие органы тут же навалятся на этого человека и не дадут ему шевельнуться. Отсюда у нас нет своих больших частных предпринимателей. Нет также больших миллиардеров, которыми мы могли бы гордиться, радоваться. Большинство наших предпринимателей преследуют цель, как бы достичь власти, чтобы защитить свой бизнес.

— Вы работали на многих государственных должностях. Но есть ли у вас в душе сожаление, что не достигли какой-то должности?

— Сказать по правде, у меня нет никаких сожалений. Причина в том, что я с 16 лет работал на государственных службах, 26 лет проработал на государственных должностях. Даже начав трудовой путь с рядового инспектора, в конце дорос до председателя Налоговой службы, депутата Жогорку Кенеша, председателя Счетной палаты. И откуда у меня может быть сожаление, что не достиг какой-то должности? На какой бы должности и месте не работал, я могу с гордостью сказать: «Я честно служил своему народу».

— Если не секрет, чем вы сейчас занимаетесь?

— Уйти с государственной службы, не означает ходить просто так. Я 3 года нахожусь вне политики, но занимаюсь частными делами, маленьким хозяйством, даю народу дополнительные рабочие места. Пусть немного, но стране польза, платим налоги в казну страны, не жалеем оказывать посильную помощь государству.

— Со времени выезда Батукаева из страны, какие только слова не высказываются в адрес коалиции «Согласие – залог благополучия», которая предложила членов правительства, уже слов не осталось. Народные представители некогда пришли с уверениями: «Будем бороться с коррупцией», — но обещаний не выполнили. А раз не выполнили данные ими самими обещания, то имеет ли моральное право правящая коалиция работать дальше?

— Перед выборами все партии давали простому народу обещания: «Будем бороться с коррупцией, уничтожим преступность». Но, раз эти обещания не выполнены, то нам не стоит даже заговаривать о моральном праве. Потому что даже простому человеку, не вмешавшемуся в политику, все стало известно. Кто есть кто. Да еще в СМИ беспрестанно повествуется, кто, с кем и как сторговался. Думаю, народ сейчас все видит собственными глазами, знает, взвешивает.

— Как вы думаете, почему наша страна натолкнулась на эту пропасть?

— Ну, это же так. Само государственное устройство неправильное. Возьмем ту же Конституцию, принятую в 2010 году. Мы спорили, тягали в стороны и всё внесли внутрь этого Основного закона. Говоря другими словами, мы открыли каждому человеку, сидящему на ветвях власти, отдельные пути. По этой причине у нас никто ни за что не берет ответственности, нет условий для обвинения кого-то.

А потом мы сомневаемся: не президент ли виноват? А почему президент виноват, сказать не можем. Но нужно сказать. Ведь партия президента стала правящей партией. Почему, если эта партия работает неправильно, у других нет права говорить об этом? Вот возьмем тот же парламент. Наши партии власти не разделились же на оппозицию, позицию, все они не могут выйти из личных интересов. Какое мне достанется министерство, или какого родственника на какое место смогу устроить? Они разделились на основе частных, скользких мыслей. Скажем, раньше страной управляли родственники только одного президента, а сейчас выходят президентские, вдобавок к ним родственники 120 депутатов, мало того, еще и родственники правительства. Весь вопрос кроется в этом

— Партии, стоящие в сегодняшней власти, стараются только как-нибудь втиснуть своих людей в министерства. Давным-давно говорилось: кадры решают все. Ваше мнение?

— Простите, но вы же видите уровень некоторых министров. Какие люди становятся министрами? Выбираются люди, в жизни никогда не работавшие на государственной службе. Для этого, во-первых, необходимо заново пересмотреть закон о государственной службе. Потому что таким способом мы не сможем сами себя регулировать. В рамках закона нам следует проверять друг друга. Мы ругаем СССР, тем не менее, тогда кадровый вопрос стоял на первом месте. Если ты не проходил нижнюю ступеньку в карьере, то не мог никогда стать руководителем. Сейчас такого закона не осталось ни в одном органе. Вот почему приходят люди самых разных специальностей, совершенно не относящиеся к своей должности, отрасли, и руководят министерствами. И как эти люди будут руководить данными министерствами? Там на местах есть сотрудники, работающие по многу лет, они все видят, знают. Как такой сотрудник работает на министра, совершенно не имеющего понятия в данной отрасли, не понимающего системы?

У них в душе останется обида: «Я 30-40 лет проработал в этой системе, государство не оценило мой труд». Поэтому у ставшего министром человека обязательно должно быть свое место и должный уровень в этой системе. Минимум, должен знать, в каком направлении вести работу. Почему у нас не идет дело? Мы не ставим достойных кадров и откатываемся назад. Видим, знаем об этом, но снова предлагаем какого-то человека и остаемся у разбитого корыта. Как говорить, что будем развиваться?

 

Источник: газета «Майдан.kg» № 21 от 05.06.2013 / стр. 7