«На кого бы выучиться, чтобы ничего не делать и много зарабатывать?» – задаются вопросом некоторые представители современной молодежи и в погоне за призрачной мечтой о высокооплачиваемом безделье пополняют ряды менеджеров и офисных работников.

Не знают они, что и там, чтобы заработать копеечку, надо потрудиться. Но есть еще в родном

Отечестве юные герои, знающие цену труду

и не готовые дать своим рукам усохнуть со скуки.

Все чаще молодежь делает выбор в пользу начального профессионального образования, видя в нем перспективу стабильного заработка. Это подтверждают и данные из Министерства образования и науки: на сегодняшний день 100 учебных заведений системы начального профессионального образования обучают 80-и профессиям и специальностям. Наблюдается рост учащихся в лицеях. Люди начинают понимать, что обучение в лицее дает возможность в короткие сроки получить востребованную на рынке труда профессию, а потом найти работу с хорошей оплатой.

Не удивительно, что министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева проявила интерес к этой сфере образования и посетила профессиональный лицей (ПЛ) №28 в селе Беловодское Московского района Чуйской области. В ходе визита министру показали мастерские по подготовке швей и изготовлению макаронных изделий, учебный центр по подготовке и повышению квалификации газоэлектросварщиков, теплицы по выращиванию цветов и рассады и учебное поле.

Также гостью познакомили с учащимися по специальностям «Цветовод» и «Хозяйка усадьбы».

Айжана Султаналиева, студентка группы №16 по специальности «Хозяйка усадьбы», учится первый год, но уже знает, как по окончании учебы применить полученные знания в жизни.

— Я пришла сюда после 9-го класса. Были планы продолжить образование в школе, но потом подумала, что будет лучше сначала получить профессию. Я уже умею шить, кроить и сейчас учусь работать на оверлоке. Вообще, специальность «швея-мотористка» не подразумевает знаний стольких операций, но нас учат дополнительно. Мы даже умеем чертить лекала. На первом курсе мы проходим швейное дело, на втором курсе будем изучать поварское дело и переработку сельхозпродукции, а на третьем курсе – парикмахерское дело. То есть за три года мы сможем получить три профессии.

Гульмира Кудайбердиева осталась довольна увиденным и выразила благодарность за то, что детей не просто учат полезным профессиям, но и готовят к жизни.

— Мне очень понравилась специальность «Хозяйка усадьбы». Девочек готовят к жизни, чтобы они могли реализовать себя. Они умеют готовить, заниматься приусадебным хозяйством, выращивать цветы и зелень, шить, делать прически. То есть приспособлены к жизни и не пропадут, ведь всегда смогут найти работу и заработок. Да разве плохо, если женщина умеет все это? Сейчас многие молодые девушки не могут похвастать такими знаниями и умениями.

У нас сейчас сложилась такая тенденция – высшее профессиональное образование идет на спад, а начальное и среднее профессиональное образование набирает популярность. Сегодня мы имеем уже 90 тысяч учащихся в сфере начального профессионального образования. Чем получать диплом о высшем образовании, который будет пылиться на полке или в сундуке, уж лучше получить реальную востребованную профессию и найти хорошую работу.

Также министр отметила, что, несмотря на большую численность сельскохозяйственных работников, рынок труда в этой сфере не сможет переполниться.

— У нас огромный потенциал для развития сельскохозяйственного сектора. У правительства на сегодняшний день есть серьезные программы и концепции развития сельского хозяйства в регионах. Поэтому рынок труда в ближайшее время вряд ли будет переполнен.

Сергей Карташов учится в ПЛ №28 уже второй год по специальности «Фермер» и считает, что сейчас высшее образование для него неактуально.

— Я сам решил пойти учиться в профлицей, потому что я собираюсь работать на земле и потом открыть свой бизнес. Возможно, я позднее продолжу обучение, получу высшее образование, но сейчас получение реальных навыков в работе в поле для меня актуальнее. Дома многим из нас приходится помогать родителям в поле, но это не сравнится с обучением здесь. Обучение в лицее дает реальные всесторонние знания.

Мне больше всего нравится практиковаться, чем конспектировать теорию. К счастью, программа построена так, что практике отводится гораздо больше времени. Работать в поле, конечно, тяжелее, чем сидеть в аудитории, но в разы полезнее.

Мастер производственного обучения Эркин Суеркулов тоже считает, что у сельского хозяйства большие перспективы.

— Мы разработали новую программу по выращиванию ранних овощей, так как это сейчас актуальная проблема в нашей республике. С прошлого года мы обучаем наших студентов выращивать ранние овощи. Я думаю, что это не только хорошее подспорье для нашего лицея, но и для всего района. Ребята, помимо навыков работы в поле и теплицах, получат права водителя категории «С» – тракториста-машиниста – и навыки газосварщика.

Осмотрев учебные помещения, министр Гульмира Кудайбердиева выслушала директора ПЛ №28 Сагынбека Чагарбаева. Больше всего министра интересовало, успевает ли учебная программа за современными реалиями.

— Дело в том, что сегодня идет укрупнение крестьянских хозяйств, и здесь тоже нужны свои специалисты, – ответил министру Сагынбек Кудайбергенович. – С сентября мы начнем готовить по новой профессии – слесарь по ремонту машинно-тракторного оборудования. Уже который год к нам поступает новая техника, которую фермеры активно используют. Но ремонтом и техническим обслуживанием профессионально никто не занимается. Фермеры сами пытаются обслуживать технику, но специализированных мастерских нет. Нам надо первыми начать подготовку таких специалистов.

В этом году весенне-полевые работы прошли в сжатые сроки, потому что была запоздалая весна и шли холодные дожди. И в такие моменты техника не должна подводить.

Кроме того мы обучаем капельному орошению, возведению и уходу за теплицами. Это государственная политика, и мы должны уделить этому внимание. Также к нам часто приходят фермеры за советами. Мы их консультируем, оказываем поддержку. Они тоже часто дают нам советы, как лучше формировать учебные планы с максимальной пользой.

У нас хорошо идет набор. В прошлом году даже пришлось  организовать дополнительные группы. Это говорит о том, что профессиональное образование актуально. В следующем учебном году мы ожидаем еще больше учащихся. Мы создаем необходимые практические условия, чтобы студент не терял времени зря, а получал реальные навыки. Кроме того мы тесно работаем с работодателями и корректируем свою программу с учетом их пожеланий.

В конце директор ПЛ №28 сообщил информацию для тех, кто сейчас размышляет о своей будущей профессии.

— Те, кто хочет получить профессию, может приходить к нам. Мы взяли аналоги российских учебных программ, где за небольшой период обучения студенты получили несколько профессий с целью трудоустроиться без проблем, и чтобы переизбыток рабочих кадров в одной сфере не мешал им всегда быть на плаву.

Сейчас у нас 424 студента обучаются на бюджете и 250 учатся на контрактной основе. Они проходят трехмесячные курсы и получают диплом по одной профессии. Контракт у нас стоит в пределах 3-3,5 тысячи за три месяца обучения.

Студенты, которые приходят к нам после 9-го класса, обучаются три года, ничего не платят и даже получают стипендию. Также мы организовываем горячий обед и отдаем студентам часть выращенной ими продукции. Например, в прошлом году за каждый день работы мы выплатили студентам по 2 кг сахара, каждый принес домой по 16 килограммов. Кроме того оставили сахар на нужды лицея.

На обратном пути журналисты, сопровождавшие министра в этой поездке, делились друг с другом мыслями о том, что было бы неплохо уметь что-то делать своими руками. Ведь, помимо заработка, ручной труд дает людям возможность менять материальный мир и осознавать свою полезность для окружающих.