Утром 22 апреля бабушка разбудила внука, накормила завтраком и проводила на работу. Парень устроился на автомойку «Вернисаж» в 12 микрорайоне – буквально в 10 минутах ходьбы от дома. Однако вскоре парень вернулся. И не один, а с соседом по подъезду Русланом.

17-летние подростки безжалостно расправились со старушкой, забрали ее пенсию и скрылись на съемной квартире. Чрезвычайное происшествие? Пожалуй, уже нет. Скорее, норма среди подростков, если вспомнить жестокие убийства, произошедшие за последний год. К чему приведет такая «норма» и почему никто не бил тревогу? Ведь обвиняемые в жестокой расправе над 79-летней женщиной были в так называемой «группе риска»! Но об этом позже…

Тихоня в очках

Узнав о жуткой расправе, мы с коллегой, как обычно, отправились по адресу. Но не только само происшествие вызвало профессиональный интерес, но и ряд событий, предшествовавших ему.

Обычная серая девятиэтажка, расположенная в уютном и ухоженном дворе на четыре дома. Мамы с колясками, гуляющие на детской площадке, отмахиваются от нас: слышали, мол, но вникали…

— А мы знали покойную, – откликаются пенсионеры с соседней скамейки. – Гуляли вместе, общались. Хорошая женщина была, интеллигентная. И внука видели, вроде спокойный мальчик, такой, знаете – тихоня в очках. Никогда бы не подумали, что он на такое способен!

Поквартирный обход подъезда, где произошла трагедия, не дает никаких результатов. Большинства жильцов нет дома, а некоторые отказываются разговаривать и просят не отнимать время. Впрочем, нам не привыкать. Бывало и хуже. Спустившись пешком с 9 этажа, присаживаемся отдышаться на скамейку возле подъезда.

Неожиданно рядом подсаживается пожилой мужчина с густыми бровями. Узнав, кто мы и с какой целью околачиваемся возле подъезда, обладатель шикарных бровей неспешно и со вкусом закурил, выпустил облако дыма и заявил, что был одним из понятых при воспроизведении событий преступления.

Следственные действия, уточняет мужчина, проводились с каждым обвиняемым по-отдельности. Внук убитой старушки Тимур в присутствии нашего собеседника показал все свои действия в тот день…

До работы парень так и не дошел – встретил своих приятелей Руслана и Дениса. Затем, несмотря на действующий запрет о продаже алкоголя несовершеннолетним, подростки приобрели 4,5 литра пива и, не спеша, распили его возле соседнего дома. Затем поиграли в интернет-клубе, расположенном в соседнем доме. Тогда-то Тимур и предложил ограбить свою бабушку. Вроде убивать сначала не планировали. Хотели только припугнуть и забрать пенсию старушки. Теперь, говорят, дескать, спонтанно вышло…

По дороге к дому Тимура Денис решил отказаться от идеи ограбления и попрощался с друзьями.

Возле подъезда парни встретили соседей, которые занимались обустройством территории – сажали цветы и саженцы. Тимур и Руслан откликнулись на просьбу домкома о помощи и привезли несколько тачек земли, немного повозились с рассадой. А потом пошли… убивать бабушку.

На следственном эксперименте подростки перекладывали вину друг на друга. Каждый утверждал, мол, дескать, только держал бабушку, а убивал второй. Однако, по словам судебных медиков, убивали оба. На теле погибшей эксперты насчитали 32 ножевых ранения и ушибленные раны. Костяшки рук внука погибшей были сбиты в кровь, хотя он утверждает, что во время расправы только держал бабушку за шею и поясницу. Впрочем, его подельник говорит, что убивал именно Тимур, а он, дескать, только нож из кухни принес. Подростки забрали пенсию – 6 тысяч сомов с мелочью, прихватили телефон и компьютер и спокойно покинули квартиру. Деньги, как пояснил внук убитой пенсионерки, были нужны, чтобы отметить свой день рождения с размахом!

Побег из дома

Тело пожилой женщины обнаружил ее сын, когда привез продукты. Накануне пенсионерка обмолвилась, что хочет пожарить котлеты, и попросила сына купить мяса. Дверь в квартиру, по словам свидетелей, была незаперта. В прихожей были видны следы борьбы, разбито большое зеркало, разбросаны вещи. А в комнате, где лежало изрезанное тело пенсионерки, валялась записка, написанная Тимуром, в которой парень угрожал покончить жизнь самоубийством.

Страшно представить, что пережил Владислав – сын погибшей, когда узнал, что к убийству причастен его собственный сын – внук бабушки.

Как рассказал свидетель, супруга Владислава трагически погибла в автоаварии в 2015 году. Спустя некоторое время вдовец сошелся с другой женщиной и перевез маму в свою квартиру, чтобы она заботилась и присматривала за Тимуром. Но подросток, оставшись на попечении старушки, повадился сбегать из дома, тем более у него нашелся более опытный по побегам компаньон – сосед Руслан.

В декабре минувшего года Тимур Рахманов, теперь обвиняемый в убийстве собственной бабушки, написал на своей странице в соцсетях: «Менты искать не умеют!»

Тогда милиция и поисковики-волонтеры сбивались с ног, разыскивая двух подростков, которые ушли из дома. И пока добровольцы и сотрудники милиции прочесывали интернет-клубы, подвалы и чердаки, беглецы отслеживали розыскные мероприятия через СМИ и соцсети. Вероятно, после того как закончились прихваченные Тимуром тайком из дома 5 тысяч сомов, беглецы вернулись по теплым родительским квартирам. Еще и попрекнули, дескать, плохо их искали. Не умеют, видите ли, «менты» работать! Умеют. Еще как умеют. После убийства бабушки понадобилось всего несколько часов, чтобы вычислить «любимого» внука, остро нуждавшегося в ее деньгах, и задержали обвиняемых в убийстве в микрорайоне «Вос-ток-5». Подростки не раз сбегали из дома, следовательно, уже были в «группе риска». Соседи говорят, что виной тому трагические события, произошедшие в семьях подростков.

Дела давно минувших дней

Руслан Шаршенов, рассказал свидетель Анатолий Анатольевич, бегать из дому начал после того, как невольно узнал, что тот, кого он считал отцом, на самом деле оказался его дедушкой. А биологической матерью была женщина, которую он все 12 лет называл сестрой.

Выяснилось все это после того, как в Беговом переулке возле дома был расстрелян дед Руслана – известный акушер-гинеколог Асанбек Шаршенов. Пистолет, из которого были произведены выстрелы, убийцей был брошен на месте, но установить причастных тогда так и не удалось. Дело, кстати, до сих пор не раскрыто. По словам сотрудников милиции, ниточки преступления тянутся в соседний Казахстан, где и обрываются. Тогда оперативники отрабатывали даже дочь доктора от первого брака Асель. Молодая женщина часто моталась в Казахстан в подпольные казино и привлекалась за подделку паспорта: Асель Шаршенова стала Олесей Лим. А ее сын Руслан был усыновлен доктором А. Шаршеновым. Объяснила Асель-Олеся тогда все исключительно семейными обстоятельствами. Судя по ее показаниям в уголовном деле, из дома она ушла, когда Руслану было полгода. Да и от кого забеременела и родила – точно не знала. Его воспитанием занимались исключительно ее родители. А она пыталась устроить свою личную жизнь под другим именем. Но что-то не сложилось. Отношения с родственниками Асель-Олеся практически не поддерживала. Дескать, они на Руслана жаловались, что ворует деньги у приемного отца и проигрывает их в компьютерном клубе. Впрочем, Шаршенова-Лим этого не отрицала. Было, мол, но только один раз.

За подделку паспорта дочь доктора А. Шаршенова тогда отделалась штрафом и пропала из поля зрения. Где она находится сейчас, доподлинно неизвестно.

Приемная мать Руслана Шаршенова Назира Алимова уверена в невиновности своего пасынка. Якобы он только помогал Тимуру Рахманову вынести вещи из квартиры. Дескать, Тимур давно замышлял убийство бабушки с целью завладения имуществом, о чем делился с Русланом и Денисом. Но всерьез его слова друзья-подростки не воспринимали.

Владислав Рахманов, услышав признательные показания сына, отказался нанимать ему адвоката и в порыве эмоций отрекся от него.

Тимуру Рахманову и Руслану Шаршенову предъявлено обвинение по статье 97, часть 2 «Убийство с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору в корыстных целях». На время следствия судом Октябрьского района вынесена санкция об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей сроком на 2 месяца. Их одноклассник Денис находится под домашним арестом, поскольку ему грозит статья за укрывательство особо тяжкого преступления. Школу, судя по всему, обвиняемые так и не окончат.

 

 

Элина Федько