Чрезвычайные ситуации (ЧС) могут произойти в любое время.

Тем не менее, если есть заранее продуманный план, чтобы смягчить непредвиденные события, то можно свести негативные последствия

к минимуму. При разговоре о ЧС чаще всего приходит на ум Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС).

Однако ответственность за предупреждение и ликвидацию последствий ЧС несут и другие государственные структуры.

Корреспондент задался вопросами, насколько налажено взаимодействие министерств и ведомств с МЧС и как проводится работа с ними.

 

Мухтар Сатыбалдиевич Бейшембиев, временно исполняющий обязанности начальника центра подготовки и переподготовки специалистов по гражданской защите при МЧС КР, пояснил, что работе с гражданским населением, в том числе и госструктурами, уделяется много внимания.

— Разумеется, у МЧС есть разработанный план гражданской защиты на мирное время, где прописаны действия на любой случай. Сама система гражданской защиты КР имеет три режима функционирования – повседневный, угроза чрезвычайной ситуации и ЧС. В нашем центре мы обучаем население республики – руководящий состав, должностные лица, школьников и личный состав формирований гражданской защиты – как действовать при всех трех режимах. Основная наша задача – обучить правильно организовывать мероприятия, особенно по подготовке к чрезвычайным ситуациям. Часто выходит так, что про МЧС вспоминают, когда ситуация стала уже критической. Мы же все силы направляем на обучение предупредительным мероприятиям, то есть как действовать в спокойное мирное время, чтобы предотвратить ЧС или снизить опасность. Одной из проблемных сфер в обучении является взаимодействие между организациями, министерствами и ведомствами.

Недавно были проведены трехдневные курсы для работников минис-терств и ведомств, где разъяснили, как правильно готовить документы, кто за какую сферу отвечает, чтобы не было путаницы, неразберихи и противоречий между госструктурами. Ведь люди надеются, что раз есть государство, то оно должно помогать.

Стоит отметить, что лучше всего взаимодействие налажено в отдаленных районах – там люди хорошо друг друга знают, и готовность прийти на помощь там гораздо выше.

О том, приносит ли обучение плоды, наш корреспондент решил узнать на примере Министерства транспорта и дорог. Ведь в случае ЧС именно способность оперативно добраться в любой уголок страны и выбраться оттуда решают успех эвакуационных и спасательных мероприятий.

Понять все перипетии и особенности привлечения гражданского транспорта к спасательным и эвакуационным работам помог Турат Зарлыкович Кочкаров – главный специалист по гражданской защите Управления городского транспорта города Бишкек.

— В 4-х районах столицы есть автотранспортные службы гражданской защиты. Если случается чрезвычайная ситуация, то из МЧС поступает сообщение, что необходима помощь – эвакуировать людей, доставить средства первой медпомощи и так далее. Или же сообщают о том, что необходимо куда-то довезти спасателей. Если есть острая необходимость, то можем даже снять какой-нибудь транспорт с рейса. В каждой ситуации мы согласовываем действия с МЧС и далее уже действуем по разработанному плану. Чрезвычайные ситуации тем и опасны, что никогда нельзя досконально просчитать все нюансы и постоянно необходимо вносить коррективы.

Для всех водителей общественного транспорта проводятся собрания, где им разъясняются их обязанности в случае тех или иных ЧС, а также знакомят их с планом действий. Такая схема работает не только в столице, но и в городах, селах и отдаленных поселках, в которых начальниками штаба гражданской защиты являются акимы, мэры и главы айыл окмоту. Они на местах обеспечивают организацию мероприятий, связанных с ЧС.

Несмотря на заверения Турата Кочкарова о том, что с водителями марш-руток проводятся собрания, сами водители утверждают, что таких меро-приятий они не посещали. Большинство опрошенных работают всего несколько месяцев. Но нашему корреспонденту удалось переговорить с более опытным водителем. Жоодарбек С. (по просьбе водителя фамилию мы не указываем) работает на маршрутном такси уже 15 лет.

— Лично я считаю, что нас никто и не должен учить дополнительно. Когда я учился на водителя, то всем объясняли в обязательном порядке как вести себя в случае ЧС. Так что все водители должны знать, что нужно делать и как обезопасить себя, свой автомобиль и пассажиров. Раньше, когда я работал при МЧС, каждую машину отправляли на курсы гражданской обороны, где водителей дополнительно обучали. Но это было еще при первом президенте. Сейчас эти курсы посещают наши начальники, потом они передают бригадирам, а те – нам. В случае ЧС или угрозы ЧС информация по цепочке доходит до нас. Далее уже поясняют, что именно надо делать, как подготовиться, в какой части города ситуация наиболее опасная. Сама схема уже отработана. Правда, я не могу с уверенностью сказать, работает ли она. Потому что, к счастью, ничего такого в последнее время не случалось.