Глядя на нашу сегодняшнюю героиню Оксану Черных, понимаешь, что никогда на самом деле не поздно что-то поменять в своей судьбе, изменить сам ход и течение своей жизни. И это зависит лишь от тебя и твоего желания. И для этого нужно лишь иметь чуточку бесстрашия, а еще просто полюбить то, чем ты занимаешься, либо начать делать что-то любимое. И тогда оно отблагодарит тебя и друзьями, и любовью, и гармонией, и новыми идеями, и достижениями, и материальным достатком… И придет все это как бы, само собой. Как это произошло с Оксаной.

Оксана Черных по профессии архитектор, замужем, имеет двух сыновей в возрасте 15 лет и 2,5 года (сейчас сидит в декретном отпуске дома с малышом). Много лет она занималась своей любимой работой – дизайном архитектурной среды. Жила спокойной, счастливой, полноценной жизнью и даже не подозревала, что в какой-то момент ее жизнь сделает поворот. Случилось это 4 года назад. И вышло все, по словам Оксаны, случайно.

– Мы с мужем 4 года назад жили и работали в Москве. Он тоже по образованию архитектор. Вместе делали один проект. Вечером заняться было нечем. Надо было найти себе занятие. И как-то друзья подарили нам торт, перевязанный лентой. Очень длинной, красивой атласной лентой. Захотелось найти ей какое-то применение, тем более что она была хорошего качества и очень приятной на ощупь. Ввела в Интернете запрос «что можно сделать с атласной лентой». В ответ вышла информация о вышивке лентами. И заболела. Увидела розы из лент Энн Кокс и захотела так же сделать. Не получилось. Но я решила пробовать дальше. Нашла один российский сайт по рукоделию. Вышивка лентами как раз входила в моду, и девчонки бурно обсуждали на форуме сайта эту тему. Начинала с простых цветов – с ромашек. На том же сайте увидела одну картину, вышитую лентами – «Сиреневый туман». Ее сделала женщина из Питера. И настолько она мне понравилась, что я распечатала ее на листе бумаги и повесила у себя дома. Каждый день любовалась ею и мечтала сделать такую же картину. Но еще очень многие вещи у меня тогда не получались. Два года я просто смотрела на эту картину. Самостоятельно училась что-то делать, пробовала… А потом в какой-то момент поняла, что пришло время – я научилась. И могу сделать что-то подобное. Сделала картину, списалась с той женщиной и отправила ей фото своей работы, чтобы услышать ее мнение. Она меня похвалила (улыбается). Мне было очень приятно услышать от нее слова одобрения. Так я стала этим заниматься.

– А как же архитектура и дизайн?

– Мне моя основная специальность нравится, это тоже творческая профессия. Я и сейчас иногда помогаю мужу. Но к рукоделию у меня больше лежит душа, это более женское занятие. Архитектура все же более мужское…

– Почему Вы выбрали сначала работу архитектора?

– Ну вообще я начала с сумочек (смеется). После школы год училась в швейном училище. Не для того, чтобы работать швеей, а чтобы научиться делать что-то полезное. А потом я еще была несколько лет учеником резчика по дереву (смеется). Делали разделочные доски, подсвечники, бытовую мелочь. Потом мы переквалифицировались в инкрустаторов – делали столешницы у журнальных столиков. Сама придумывала дизайн столиков. В 1994 году мебельную фабрику «Эдельвейс», где я работала, закрыли, потому что у продукции не было сбыта. Как раз было лето, вузы набирали абитуриентов. Решила, что и мне надо пойти учиться. Хотела учиться именно на дизайнера. Это было то, что мне нравится. Так я стала дизайнером архитектурной среды.

– Вам пригождаются эти знания в Вашей нынешней деятельности?

– Конечно. Я получила в университете фундамент – цвета и их сочетание, композиция, освоила рисунок. Тебе там дают знания, а уже как ты ими воспользуешься, чем ты будешь заниматься в будущем, – это уже зависит от тебя. Тот же дизайнер. Можно заняться дизайном интерьера, экстерьера, одежды, творчеством… Вариантов много. Все зависит от твоего желания. Швейное училище тоже пригодилось: шью для себя и для семьи. Правда, резьбой по дереву уже давно, как закрыли фабрику, не занималась.

Учимся у природы

– С чего начинается Ваша работа?

– С чистого листа. Мне так интереснее. Беру чистый холст и… рисую. Вообще люблю рисовать – все фоны на своих картинах сама рисую. Хочу, чтобы все свое было. А потом – лентами. Вышивальщик – это тот же художник. Не важно, лентами рисуешь или красками. Какая разница? Это всё творчество. В картинах использую нитки, бисер, бусинки, много материалов. Мне нравится использовать что-то новое. В магазинах тяжело найти ленты всех нужных оттенков. Например, когда делала букет сирени, потребовалось много самых разных оттенков сиреневого, чтобы передать природные краски, переходы одного оттенка в другой. Поэтому я часто вышиваю белой лентой, а потом подкрашиваю ее в нужные мне тона красками для тканей, какие используют в батике.

– Как Вам приходят в голову идеи для картин?

– Вот захотелось мне изобразить букет весенних тюльпанов – таких свежих, как будто только что сорванных. Сделала. Или увидела интересный цветочек, картину, пейзаж, например, березовую рощу (у меня такая картина была, я ее продала). И начала делать. Учиться нужно у природы – смотришь на живые цветы и повторяешь. Если я хочу сделать какой-то цветок, я долго смотрю на его фотографии в Интернете – изучаю тычинки, пестик, форму лепестков, переходы цветов… У меня очень интересная подготовительная работа!

 

ХобБИЗНЕС

– Какие еще техники, виды хэнд-мейда планируете освоить? Или, выйдя из декретного отпуска, Вы вернетесь к архитектуре?

– Для меня вышивка, рукоделие – это хобби, которое стало приносить доход и переросло в работу. Мне сейчас интереснее рукоделие. Думаю, уже вряд ли я буду заниматься архитектурой так же, как раньше. Я нашла свою нишу, которая мне нравится, и не хочу уходить отсюда. Это самовыражение и удовлетворение от этого самовыражения. Я вышиваю для себя. Выкладываюсь в картине. Придумываю, делаю, выставляю фотографии своих работ на сайте. Нравится людям – заказывают. К тому же вышивать лентами можно не только картины. Эта техника имеет и практическое применение: я так расшиваю салфетки, коврики, подушки, полотенца, рушники, сумочки, которые пользуются спросом. Недавно ко мне обратилась девушка с просьбой декорировать лентами и цветами корсеты свадебных платьев. У нас есть очень интересные задумки, мы их сейчас как раз продумываем. Так что идей много. Во всем мире рукоделие – это не просто хобби, а бизнес, который приносит большие доходы и известность.

 

«Пчёлы посвящаются…»

– Как к Вашему хобби-бизнесу относится муж?

– Муж – первый мой критик. Смотрит на композицию со стороны, ведь, когда работаешь, уже глаз замыливается, часто чего-то не замечаешь. А он строго все рассматривает. «Вот здесь листиков добавь. И муху/бабочку вышей» – это его коронная фраза (смеется). На одной картине я специально для него двух пчелок вышила и, презентуя ему картину, сказала: «Этих двух пчелок я посвящаю тебе». (Смеется.) Мы с мужем взаимодополняем и взаимовыручаем друг друга. Я занята – он помогает мне, посидит с ребенком. У него много заказов, проектов – я помогаю ему по архитектуре.

– Не шьет, не вышивает?

– Он не шьет. Было бы забавно видеть его с иголкой в руках (улыбается). А вот младший пытается вышивать: иголкой в картину потычет и, удовлетворенный, уходит. С лентами играет. Так, по лентам, уже все цвета знает. Всю комнату старшему разрисовал.

– А старшего сына тянет к творчеству?

– То, что оба родителя – архитекторы, обязывает (смеется). Он, кстати, учился живописи и рисунку, даже еще когда не родился! Я как раз на втором курсе изучала эти дисциплины. Он постоянно что-то рисует, но пока все больше мрачное, как и все подростки: вензеля, черепа… Получаются интересные узоры для тату. Есть способности, которые надо развивать. В этом году он оканчивает 9-й класс, хочет куда-нибудь поступать. Я на него не давлю, не настаиваю. Пусть сам выбирает. Он сейчас раздумывает: идти ему в художественное училище или художественную академию.

 

Каждого ждёт своя картина

– Ваша самая любимая картина?

– Самая последняя. Сейчас для меня самые любимые – тюльпаны. Новую картину вышью, и любимой будет уже она. Я себя часто хвалю: «Какая я гениальная! Какая я молодец». «И очень скромная», – смеется муж.

– Есть картина, которую Вы ни за что не продадите?

– Картины у меня не задерживаются дома – продаю. Только одну картину – букет из множества разных цветов – не хочу продавать. Это пробная моя картина: на ней я хотела попробовать вышить самые разные цветы. Она старая, немного потертая, потому что по ней я училась вышивать и, бывало, по нескольку раз переделывала что-то. Но мне она наиболее дорога. Мне нравится наблюдать, как по утрам луч солнца путешествует по цветам в букете, оживляя их.

– Расскажите какой-нибудь интересный случай, связанный с Вашими картинами.

– Я давно хотела вышить подушку, но все руки не доходили. И наконец сделала гобелен с розами. И только вышила работу, как позвонила женщина: «У Вас есть что-то готовое?» А у меня тогда только эта работа и была из свежих готовых. Она была в восторге, увидев работу, и сразу же купила ее. Она мне потом звонила, рассказывала: «Когда настроение плохое, захожу в комнату. Такая светлая картина, как солнышко, сразу настроение поднимается!» Видимо, гобелен ждал именно ее.

 

«Я верю, что люди все хорошие»

– Ваша мечта?

– Своя мастерская. Главное, чтобы было куда складывать ткани, ленты, держать постоянно под рукой швейную машинку… Сейчас у меня это все в коробках стоит, разрастается, и даже для машинки места нет: поработала – приходится убирать ее в шкаф. А еще хотелось бы создать клуб по интересам, чтобы в нем собирались женщины, которые занимаются рукоделием или хотят научиться этому. Не только вышивальщицы, но и бисероплетение, батик, да много чего! Чтобы приходили мамы с детками. И пока с детьми занимаются, мамы рукодельничали. Открыть курсы для тех, кто не работает, с мастерской. Ко мне недавно обратилась группа пенсионеров из села Беловодское с просьбой научить их вышивать лентами, чтобы кто-то им помог хотя бы на первых порах. Потому что всему по журналам да через Интернет не научишься, многие секреты узнаешь на практике. У меня уже ученицы есть – 5-6 девочек-подростков да 78-летняя бабушка. Занимаюсь с ними бесплатно, потому что они загорелись вышивкой, хотели научиться. Отдельные уроки давала женщинам – азы, а дальше они уже осваивают сами. Соседка на днях обратилась: «Хочу вышить скатерть». Покажу, научу, пусть потренируется, посмотрим, что получится. Я верю, что люди все хорошие. Мне не жалко. Что знаю, то расскажу, подскажу, как что лучше делать.

– Значит, вышивать лентами может научиться кто угодно, даже если раньше не шил?

– Да, в любом возрасте. Если есть желание, можно научиться с нуля. Это не так сложно! Можно научиться чему угодно. Пока не начнешь что-то делать, не научишься.

[nggallery id=17]

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

Фото автора.