Госкомитет национальной безопасности провел проверку в связи с вопросами о грузе в самолете «Боинг-747», который упал 16 января 2017 года вблизи Бишкека.

Как сообщили в пресс-службе ГКНБ, разбившийся самолет «Боинг 747-400» принадлежал турецкой авиакомпании АСТ Airlines и был зафрактован авиакомпанией Turkish Airlines («Турецкие авиалинии») для совершения международных грузовых авиаперевозок.

Проверка установила, что борт рейсом ТК 6491 осуществлял регулярные грузовые перевозки по маршруту Гонконг—Бишкек—Стамбул с технической посадкой (дозаправка и смена экипажа) в международном аэропорту «Манас». Согласно карго-манифесту на момент крушения на борту самолета находилось 76 тыс. 758 кг груза (бытовая техника, аксессуары к мобильным телефонам и т.д.) при предельной грузоподъемности судна в 116 тыс. 462 кг.

Согласно материалам проверки из общего объема перевозимого груза товар «USB-зажигалки» (электрозажигалки) весом 1 тыс. 902 кг был заказан представительством компании JTI Kazakhstan LLC в Кыргызской Республике и предназначался к доставке из Гонконга в Стамбул для последующей отправки получателю в Кыргызской Республике 19 января 2017 года рейсом ТК 6528 по маршруту Стамбул—Бишкек. Эти сведения подтверждены представительством авиакомпании Turkish Airlines. Весь остальной товар должен был быть доставлен из Стамбула в другие страны.
В ходе изучения маршрута доставки груза турецкими авиалиниями в центрально-азиатский регион установлено, что по применяемой системе грузовых перевозок «Карго» товары различных получателей формируются в точке отправления и доставляются в стамбульский аэропорт имени Ататюрка (крупный транспортно-логистический центр). Далее товары отправляются по странам получателям.

По официальным данным ГП «Кыргызаэронавигация», за период с 2016 по 2017 годы до авиакатастрофы рейс ТК 6491 по маршруту Гонконг—Бишкек—Стамбул был совершен 49 раз.

Установлено, что указанный рейс выполнялся на регулярной основе по форме «Р», что подразумевает отсутствие коммерческих прав на выгрузку или погрузку товаров в международном аэропорту «Манас».

Отмечается, что в аэропорту «Манас» разбившийся борт ожидал сменный экипаж в составе двух пилотов, прибывших из города Стамбул.

В отношении получателя вышеуказанного товара «USB-зажигалки» установлено, что представительство компании «JTI Kazakhstan LLC» в Кыргызской Республике является одним из филиалов лидера табачной индустрии компании «Japan Tobacco International SA» (производитель брендов LD, Winston, Sovereign, Glamour, Sobranie, Mevius и Camel), штаб-квартира которой находится в Швейцарии.

По полученным объяснениям руководителя кыргызского представительства указанной компании груз «USB-зажигалки» был заказан головным алматинским офисом компании «JTI Kazakhstan LLC» на основании договора от 25 апреля 2016 года № 030180. При этом, данный товар (зажигалки) не подлежал к реализации, а предназначался для безвозмездной выдачи торговым партнерам с целью продвижения основного товара на рынке.

Также, установлено, что услуги логистики представительству компании «JTI Kazakhstan LLC» в Кыргызской Республике предоставляла международная транспортно–экспедиторская компания «Globalink Logistics Group», осуществляющая воздушные, наземные и морские перевозки грузов во многие страны мира.

Учитывая изложенное, в целях полного установления всех обстоятельств изучаемого вопроса ГКНБ Кыргызской Республики продолжается проверка, в том числе в рамках оказания содействия расследованию уголовного дела, возбужденного по факту крушения авиалайнера.

 

 

tazabek.kg