На 1 апреля 2016 года задолженность автотранспортных предприятий КР по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции составляет 235 млн 290,54 тыс. сомов, по кредитной линии Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития – 172 млн 659,53 тыс. сомов, общая задолженность составляет 407 млн 950,07 тыс. сомов. Об этом сегодня, 10 января, сказал депутат Жогорку Кенеша Иса Омуркулов (СДПК) в ходе заседания комитета ЖК по транспорту и коммуникациям.

Депутат предложил списать задолженность в сумме 235 млн 290,54 тыс. сомов по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции и реструктуризовать задолженность в сумме 172 млн 659,53 тыс. сомов по кредитной линии Всемирного банка и Германского банка реконструкции и развития.

Представитель правительства сообщил, что правительство считает нецелесообразным списание и реструктуризацию вышесказанной задолженности.

По его словам, в 1995-1996 годы правительством в целях обслуживания зарубежных гостей и делегаций, прибывших на празднование 1000-летия эпоса «Манас», были приобретены 14 автобусов марки «Мерседес-Бенц» по кредитной линии Германского банка реконструкции и развития (KFW) общей стоимостью 5 млн немецких марок, а также запасные части к автобусам марки «Икарус» по кредитной линии Всемирного банка.

«На основании соответствующих приказов Министерства транспорта Кыргызской Республики данные автобусы и запасные части были распределены среди автотранспортных предприятий, входивших на тот момент в состав Министерства транспорта КР, и приняты на баланс в сумме 48 млн 900 тыс. сомов по курсу 9,78 сомов за 1 немецкую марку», — сказал он.

Как добавил депутат, также правительством КР были приобретены 40 автобусов марки Мицубиси по кредитной линии Экспортно-импортного банка Турции на сумму $5 млн 189,5 тыс.
«В соответствии с соответствующими приказами Министерства транспорта КР указанные автобусы были распределены среди автотранспортных предприятий, на баланс которых были оприходованы на сумму 62 млн 890 тыс. сомов по курсу 12,1 сом за 1 доллар США», — сказал он.
Как сказал он, эти автобусы были приобретены по завышенной цене, тем более эти транспортные средства уже были в употреблении.

«Более 20 лет прошло, предприятия не могут выплатить эти долги. На сегодня выплачиваются только пени и штрафы. Многие автопредприятия обанкротились, 2 директора были подвергнуты к инфаркту и скончались, положение очень плохое», — сказал он.

В связи с отсутствием у руководителей государственных органов и автопредприятий какого-либо понимания рыночных отношений, а также низким уровнем финансовой грамотности договоры были составлены в иностранной валюте, сообщил депутат.

«На момент получения кредита курс доллара США составлял 12,1 сом за 1 доллар США, курс немецкой марки – 9,78 сомов за 1 немецкую марку, а на настоящее время курс доллара США составляет 70 сомов за 1 доллар США, курс евро – 79 сомов за 1 евро. В связи со значительным ростом курса доллара США и евро, совокупная задолженность автотранспортных предприятий с 1998 года вместо того, чтобы уменьшиться, наоборот выросла, несмотря на принятые меры по исполнению долговых обязательств по утвержденному графику», — сказал он.

Как сообщил он, если размер кредитных обязательств по состоянию на 1995-1996 годы составлял 111,79 млн сомов, из них, по кредиту Германского банка реконструкции и развитю – 48,9 млн сомов, по кредиту Экспортно-импортного банка Турции – 62,89 млн сомов, то на 1 апреля 2016 года в связи с дальнейшим ростом инфляции совокупная задолженность автотранспортных предприятий составляет 407,95 млн сомов, в том числе основная задолженность – 223,84 млн сомов, проценты и штрафы – 184,11 млн сомов.
Cнижение составило порядка 5-70% в зависимости от года выпуска и объема двигателя
В этой связи финансово-экономическое состояние автотранспортных предприятий существенно ухудшилось, добавил И.Омуркулов.

Как проинформировал заместитель министра финансов Алмаз Азимов, автопредприятия продолжали исполнять долговые обязательства в установленном порядке и до 1 апреля 2016 года было уплачено 74 млн 948,4 тыс сомов.

«В соответствии с соглашением «О списании долга между правительством КР, представленного Министерством финансов КР, и правительством Турецкой Республики, представленного Секретариатом Казначейства» от 1 декабря 2011 года, ратифицированного законом КР от 23 апреля 2012 года N 45, была списана задолженность Кыргызстаном перед правительством Турции в сумме 75 млн долларов США, предоставленных посредством Экспортно-импортного банка Турции», — сообщил он.

По словам И.Омуркулова, ранее правительством КР неоднократно принимались соответствующие постановления о реструктуризации задолженности по товарным кредитам в целях оказания государственной поддержки автопредприятиям.

Однако, эти меры не смогли стабилизировать финансовое состояние автотранспортных предприятий, добавил депутат.

Комитет отправил законопроект на доработку.

 

 

tazabek.kg