-Недавно Духовное управление сменило имамов некоторых мечетей на Юге. Расскажите об этом подробнее.

-В связи с Ошскими событиями мы недавно сменили несколько имамов. На сегодня  поменяли 5 имамов. Некоторые из них попали под подозрение правоохранительных органов. Наша основная цель- укрепить согласие между национальностями. Если к примеру, имам мечети узбек, то его заместитель –кыргыз, а если имам- кыргыз, то его заместитель должен быть узбеком или таджиком, мы придерживаемся такого подхода. Однако реализовать это на практике крайне сложно, так как в период нестабильности государства  появляются разные слухи. К тому же могут обвинить , что сейчас из муфтията выходят плохие имамы. Но в то же время  обвиненныйЖалалидин  Салахудинов и другие  были депутатами.  Пусть они оказались плохими,  из-за них же  неправильно распускать и «сожрать» Парламент. Все молдоке при мечетях были назначены до нас. Не зная, виноваты они или нет, взять и выгнать их с работы у нас нет ни морального, ни гражданского права. Считаю лишенными логики предложения тех, кто советует cнять всех имамов, а на их место привести новых.  Есть свои правила и инструкции  о приеме на работу и увольнении имамов. Если правоохранительные органы докажут вину кого-то из наших сотрудников, мы готовы его уволить.

-Проводится ли работа со стороны Муфтията по проверке знаний имамов, аттестации его профессиональных качеств?

-В этом году аттестация не проводилась. Но как только в стране установится стабильность, обстановка успокоится и люди начнут спокойно заниматься своими житейскими делами, и наступит потепление, в новом году мы проведем аттестацию. В этом году мы издали специальный приказ о начале проведения аттестации через  письменные ответы на вопросы. Уточню, речь идет об анкетах, имамы должны  дать информацию о том,  где и у кого учился,  у какого учителя получил  духовное образование, какой имеет диплом, где работал и т.д. Это следует понимать  как первую ступень аттестации имамов. По результатам анкетирования мы можем принять решение  как об отстранении своих работников от работы, так и о повышении их квалификации.

Высказываются мнения, что религиозные экстремистские организации  в настоящее время  по материальной обеспеченности и по уровню образования  стоят выше наших религиозных деятелей.

-Возможно, в плане материального обеспечения экстремистские организации и превосходят нас, но я не присоединяюсь к мнению, что по образованности они выше нас. Мы должны понимать религию ислама как противостоящую экстремизму и терроризму. Опытный,  научно разбирающийся в  категориях духовных ценностей человек не даст дорогу идеям экстремизма. Поэтому по сравнению с традиционным исламом тех можно назвать малограмотными. Но другое дело, когда  некоторые молдоке или простые люди  обманываются, попадая под влияние экстремизма. В этом аспекте вина ложится не  только на муфтият и мусульман, но в некоторой степени и на само государство. Я всегда говорю, если в стране нет пшеницы, то государство  из ближнего или дальнего зарубежья привезет пшеницу. Но почему государство во времена духовного кризиса не направляет людей по правильному пути и не делает попыток ликвидировать безграмотность? События на Юге показывают, что хотя население мусульманское, но принимают религию не как святыню, а как обычаи. Такие явления укрепляют уверенность, что в школах надо вводить уроки религиоведения и веры. Ведь если человек ходит постоянно голодным, он заболеет и может умереть, а если у человека духовный голод, это может кончиться смертью через беспорядки и столкновения. Если со школьных лет не будем давать детям правильную информацию о религии, тогда молодое поколение, повзрослев, будет черпать из разных источников неверную информацию, а затем и распространять ее.  Я  это говорю как представитель данной религии, а не как  муфтий Кыргызстана, возможно, как правду жизни. Наше население на 85%, а на Юге на90% составляют мусульмане, их потребности надо удовлетворить, этого требуют и принципы демократии. В этой связи я хотел бы сделать обязательными уроки религиоведения для учащихся школ. Во-первых, если они будут знать основы религии, то впоследствии поостерегутся пасть жертвой  различных экстремистских организаций и сект. И. Раззаков говорил: —«если я буду чистым, он будет чистым, ты будешь чистым, то и общество будет чистым». Чистое общество явилось бы предпосылкой  безопасности государства, экономической и политической стабильности. При введении в школах  уроков веры, муфтият приложил бы все усилия для  изыскания финансовых средств для повышения зарплаты учителям и выпуску учебных пособий.

Может ли муфтият проконтролировать специалистов, получивших религиозное образование за пределами страны?

-К сожалению, нет. Оказывается, этого не может делать и Государственная комиссия по делам религий. Это-горькая правда. Наши граждане выезжают за рубеж  и партизанскими методами  проходят там обучение.  Почему говорю «партизанскими»? Наши  люди, желая получить религиозное образование, едут в качестве туристов в Саудовскую Аравию, в Египет или в Пакистан, а там получают уроки от разных людей. Бывают случаи, что некоторые попадают в секты. В любом случае мы их не может контролировать,  да и государство не может. Ведь выезжая из страны, они не признаются, что уезжают на учебу. По этим же причинам недавно Таджикистан отозвал  своих неофициально обучающихся в Египте студентов. А официальные –остались. Я по данной проблеме встретился и переговорил с таджикским муфтием  на курултае мусульман в Казахстане. Да и вообще,  где бы я ни был согласно  своего рабочего плана, я стараюсь составить Договоры и соглашения с ректорами вузов, где учатся кыргызстанцы. На этих встречах я прошу ректоров: «Если вы выделяете для студентов из Кыргызстана места, то посылайте приглашения в адрес муфтията, мы здесь сами отберем молодежь, которая здесь обучалась, которую хорошо узнали и отправим вам,  ведь у нас общая цель». В противном случае отсюда едет желторотый птенец без всякого представления о религии, все, что ему говорят, он принимает за чистую монету. Это неправильно. Поэтому когда я два месяца назад был в Астане, то встретился и переговорил со всеми послами арабского мира и Пакистана, предложил сотрудничать, а так же просил их  не принимать поехавших к ним на учебу студентов без официального документа муфтията.

-В официальной информации было сказано, что за взрывами в Оше и Бишкеке стоят экстремистские религиозные силы. Что вы скажете?

-Я бы осудил термин «исламский экстремизм» как неверный. И вообще подумываю, не подать ли в суд на тех, кто связывает ислам с экстремизмом и терроризмом по той причине, что в исламе как в религии нет принципиальных целей экстремизма и террора. Говоря об исламском экстремизме, в действительности  призывают к нему, надо понимать в этом смысле. Поэтому нам надо проявлять большую осторожность в использовании таких терминов. Я говорю, что нет прямой связи между исламом и взрывами в Оше и Бишкеке, поскольку в священном Коране и в суннах пророка  на такие деяния накладывается запрет. Поскольку некоторые мусульмане недостаточно понимают свою религию, то вполне  могут быть вовлечены такие дела. Экстремизм и терроризм  отвергаются и религией и нацией. Какие-то силы, пользуясь политической неграмотностью наших граждан, обвиняют мусульман. Например, события на Юге сначала квалифицировались как межнациональные, затем характеризовались как политические, а в конце уперлись в религию. Все это неправильные явления. Какое отношение имеет религия к взрыву возле Дворца спорта?  Здесь могут быть самые различные политические игры. Пользуясь случаем, хочу обратиться: —«Уважаемые политики, вы говорите террористы… но все вы, занимающиеся разными делами, не вешайте на ислам свои действия.  Играющих с религией и словом Аллаха ждет суровое наказание».

-В Оше была взорвана мечеть Фурхат, что вы можете сказать по этому вопросу?

-Я не могу сказать об имаме той мечети ни плохо, ни хорошо. Пусть  соответствующие органы расследуют. Может быть, он действительно виновен и сам себя взорвал, а может быть, его кто-то взорвал.  Пока дело не расследовано до конца, мы не может высказывать свои односторонние предположения. Если мы скажем неправду, то отвечать  за это будем перед Богом. Вы можете  избежать уголовного суда в этом мире, дав взятку, или отсидите 10 лет в тюрьме, а на том свете есть вечный рай и вечный ад. Оклеветать человека- большой грех.  Долг мусульманина – относиться ко всему справедливо и объективно. Если человек действительно виновен, он должен понести наказание и в этом, и в загробном мире, поэтому поостережемся высказывать недостоверные факты. Еще раз вернусь к началу разговора — я протестую против увязывания религии ислама с экстремизмом.

-Можете ли пояснить некоторые упреки в адрес проповедников?

-К счастью, с недавних пор появилась возможность контролировать проповедников. К примеру, длительно проповедующий человек должен представить  подтверждение из аил окмоту или  от соответствующих органов района о своей прописке, и что не привлекался  к ответственности за участие в незаконных  формированиях. Кроме того, требуется разрешение его семьи и родителей. Мы даем разрешение только при полноте собранных документов. Далее, представьте себе 5 проповедников выходят на работу, мы не можем сказать, что у всех пятерых одинаковый уровень образованности, можно сказать, что из них один  образованный, а остальные вышли с ним для получения навыков практического применения ислама. По правде говоря, проблема образованности и учености очень серьезная. Об этом при встрече говорила мне и Президент.  С целью повысить образовательный уровень проповедников мы открыли месячные курсы повышения квалификации. Сейчас уже вторая группа обучающихся получила сертификаты. В каждой группе обучалось по 30  ребят из разных регионов страны. Когда на экзамене я ознакомился с их работами и увидел реальные сдвиги в лучшую сторону, то прослезился.

-В этом году  организацией хаджа занималась  Государственная комиссия по религии.  Как, по вашему мнению,  прошли эти мероприятия?

-Президент Роза Отунбаева своим Указом  от 19 августа разделила ответственность  за хадж, возложив часть функций на Госкомиссию по религии, часть – на муфтият.  Например, на нас была возложена ответственность за исполнение обычаев  хаджа и организацию прохождения паломничества наших соотечественников в Мекке и Медине, с этой целью от муфтията туда прибыли 7 человек и выполнили предписанные функции. В настоящее время мы получаем письма с благодарностями за хорошую организацию хаджа. Мы в точности выполнили все, что предписано в решении. А что касается  их отправления, возвращения, проблем с визами спрашивайте у Госкомиссии по делам религии.

Источник: газета «ЖАНЫ Агым» № 25 от 24.12.2010/ стр.10