-Недавно Духовное управление сменило имамов некоторых мечетей на Юге. Расскажите об этом подробнее.
-В связи с Ошскими событиями мы недавно сменили несколько имамов. На сегодня поменяли 5 имамов. Некоторые из них попали под подозрение правоохранительных органов. Наша основная цель- укрепить согласие между национальностями. Если к примеру, имам мечети узбек, то его заместитель –кыргыз, а если имам- кыргыз, то его заместитель должен быть узбеком или таджиком, мы придерживаемся такого подхода. Однако реализовать это на практике крайне сложно, так как в период нестабильности государства появляются разные слухи. К тому же могут обвинить , что сейчас из муфтията выходят плохие имамы. Но в то же время обвиненныйЖалалидин Салахудинов и другие были депутатами. Пусть они оказались плохими, из-за них же неправильно распускать и «сожрать» Парламент. Все молдоке при мечетях были назначены до нас. Не зная, виноваты они или нет, взять и выгнать их с работы у нас нет ни морального, ни гражданского права. Считаю лишенными логики предложения тех, кто советует cнять всех имамов, а на их место привести новых. Есть свои правила и инструкции о приеме на работу и увольнении имамов. Если правоохранительные органы докажут вину кого-то из наших сотрудников, мы готовы его уволить.
-Проводится ли работа со стороны Муфтията по проверке знаний имамов, аттестации его профессиональных качеств?
-В этом году аттестация не проводилась. Но как только в стране установится стабильность, обстановка успокоится и люди начнут спокойно заниматься своими житейскими делами, и наступит потепление, в новом году мы проведем аттестацию. В этом году мы издали специальный приказ о начале проведения аттестации через письменные ответы на вопросы. Уточню, речь идет об анкетах, имамы должны дать информацию о том, где и у кого учился, у какого учителя получил духовное образование, какой имеет диплом, где работал и т.д. Это следует понимать как первую ступень аттестации имамов. По результатам анкетирования мы можем принять решение как об отстранении своих работников от работы, так и о повышении их квалификации.
Высказываются мнения, что религиозные экстремистские организации в настоящее время по материальной обеспеченности и по уровню образования стоят выше наших религиозных деятелей.
-Возможно, в плане материального обеспечения экстремистские организации и превосходят нас, но я не присоединяюсь к мнению, что по образованности они выше нас. Мы должны понимать религию ислама как противостоящую экстремизму и терроризму. Опытный, научно разбирающийся в категориях духовных ценностей человек не даст дорогу идеям экстремизма. Поэтому по сравнению с традиционным исламом тех можно назвать малограмотными. Но другое дело, когда некоторые молдоке или простые люди обманываются, попадая под влияние экстремизма. В этом аспекте вина ложится не только на муфтият и мусульман, но в некоторой степени и на само государство. Я всегда говорю, если в стране нет пшеницы, то государство из ближнего или дальнего зарубежья привезет пшеницу. Но почему государство во времена духовного кризиса не направляет людей по правильному пути и не делает попыток ликвидировать безграмотность? События на Юге показывают, что хотя население мусульманское, но принимают религию не как святыню, а как обычаи. Такие явления укрепляют уверенность, что в школах надо вводить уроки религиоведения и веры. Ведь если человек ходит постоянно голодным, он заболеет и может умереть, а если у человека духовный голод, это может кончиться смертью через беспорядки и столкновения. Если со школьных лет не будем давать детям правильную информацию о религии, тогда молодое поколение, повзрослев, будет черпать из разных источников неверную информацию, а затем и распространять ее. Я это говорю как представитель данной религии, а не как муфтий Кыргызстана, возможно, как правду жизни. Наше население на 85%, а на Юге на90% составляют мусульмане, их потребности надо удовлетворить, этого требуют и принципы демократии. В этой связи я хотел бы сделать обязательными уроки религиоведения для учащихся школ. Во-первых, если они будут знать основы религии, то впоследствии поостерегутся пасть жертвой различных экстремистских организаций и сект. И. Раззаков говорил: —«если я буду чистым, он будет чистым, ты будешь чистым, то и общество будет чистым». Чистое общество явилось бы предпосылкой безопасности государства, экономической и политической стабильности. При введении в школах уроков веры, муфтият приложил бы все усилия для изыскания финансовых средств для повышения зарплаты учителям и выпуску учебных пособий.
—Может ли муфтият проконтролировать специалистов, получивших религиозное образование за пределами страны?
-К сожалению, нет. Оказывается, этого не может делать и Государственная комиссия по делам религий. Это-горькая правда. Наши граждане выезжают за рубеж и партизанскими методами проходят там обучение. Почему говорю «партизанскими»? Наши люди, желая получить религиозное образование, едут в качестве туристов в Саудовскую Аравию, в Египет или в Пакистан, а там получают уроки от разных людей. Бывают случаи, что некоторые попадают в секты. В любом случае мы их не может контролировать, да и государство не может. Ведь выезжая из страны, они не признаются, что уезжают на учебу. По этим же причинам недавно Таджикистан отозвал своих неофициально обучающихся в Египте студентов. А официальные –остались. Я по данной проблеме встретился и переговорил с таджикским муфтием на курултае мусульман в Казахстане. Да и вообще, где бы я ни был согласно своего рабочего плана, я стараюсь составить Договоры и соглашения с ректорами вузов, где учатся кыргызстанцы. На этих встречах я прошу ректоров: «Если вы выделяете для студентов из Кыргызстана места, то посылайте приглашения в адрес муфтията, мы здесь сами отберем молодежь, которая здесь обучалась, которую хорошо узнали и отправим вам, ведь у нас общая цель». В противном случае отсюда едет желторотый птенец без всякого представления о религии, все, что ему говорят, он принимает за чистую монету. Это неправильно. Поэтому когда я два месяца назад был в Астане, то встретился и переговорил со всеми послами арабского мира и Пакистана, предложил сотрудничать, а так же просил их не принимать поехавших к ним на учебу студентов без официального документа муфтията.
-В официальной информации было сказано, что за взрывами в Оше и Бишкеке стоят экстремистские религиозные силы. Что вы скажете?
-Я бы осудил термин «исламский экстремизм» как неверный. И вообще подумываю, не подать ли в суд на тех, кто связывает ислам с экстремизмом и терроризмом по той причине, что в исламе как в религии нет принципиальных целей экстремизма и террора. Говоря об исламском экстремизме, в действительности призывают к нему, надо понимать в этом смысле. Поэтому нам надо проявлять большую осторожность в использовании таких терминов. Я говорю, что нет прямой связи между исламом и взрывами в Оше и Бишкеке, поскольку в священном Коране и в суннах пророка на такие деяния накладывается запрет. Поскольку некоторые мусульмане недостаточно понимают свою религию, то вполне могут быть вовлечены такие дела. Экстремизм и терроризм отвергаются и религией и нацией. Какие-то силы, пользуясь политической неграмотностью наших граждан, обвиняют мусульман. Например, события на Юге сначала квалифицировались как межнациональные, затем характеризовались как политические, а в конце уперлись в религию. Все это неправильные явления. Какое отношение имеет религия к взрыву возле Дворца спорта? Здесь могут быть самые различные политические игры. Пользуясь случаем, хочу обратиться: —«Уважаемые политики, вы говорите террористы… но все вы, занимающиеся разными делами, не вешайте на ислам свои действия. Играющих с религией и словом Аллаха ждет суровое наказание».
-В Оше была взорвана мечеть Фурхат, что вы можете сказать по этому вопросу?
-Я не могу сказать об имаме той мечети ни плохо, ни хорошо. Пусть соответствующие органы расследуют. Может быть, он действительно виновен и сам себя взорвал, а может быть, его кто-то взорвал. Пока дело не расследовано до конца, мы не может высказывать свои односторонние предположения. Если мы скажем неправду, то отвечать за это будем перед Богом. Вы можете избежать уголовного суда в этом мире, дав взятку, или отсидите 10 лет в тюрьме, а на том свете есть вечный рай и вечный ад. Оклеветать человека- большой грех. Долг мусульманина – относиться ко всему справедливо и объективно. Если человек действительно виновен, он должен понести наказание и в этом, и в загробном мире, поэтому поостережемся высказывать недостоверные факты. Еще раз вернусь к началу разговора — я протестую против увязывания религии ислама с экстремизмом.
-Можете ли пояснить некоторые упреки в адрес проповедников?
-К счастью, с недавних пор появилась возможность контролировать проповедников. К примеру, длительно проповедующий человек должен представить подтверждение из аил окмоту или от соответствующих органов района о своей прописке, и что не привлекался к ответственности за участие в незаконных формированиях. Кроме того, требуется разрешение его семьи и родителей. Мы даем разрешение только при полноте собранных документов. Далее, представьте себе 5 проповедников выходят на работу, мы не можем сказать, что у всех пятерых одинаковый уровень образованности, можно сказать, что из них один образованный, а остальные вышли с ним для получения навыков практического применения ислама. По правде говоря, проблема образованности и учености очень серьезная. Об этом при встрече говорила мне и Президент. С целью повысить образовательный уровень проповедников мы открыли месячные курсы повышения квалификации. Сейчас уже вторая группа обучающихся получила сертификаты. В каждой группе обучалось по 30 ребят из разных регионов страны. Когда на экзамене я ознакомился с их работами и увидел реальные сдвиги в лучшую сторону, то прослезился.
-В этом году организацией хаджа занималась Государственная комиссия по религии. Как, по вашему мнению, прошли эти мероприятия?
-Президент Роза Отунбаева своим Указом от 19 августа разделила ответственность за хадж, возложив часть функций на Госкомиссию по религии, часть – на муфтият. Например, на нас была возложена ответственность за исполнение обычаев хаджа и организацию прохождения паломничества наших соотечественников в Мекке и Медине, с этой целью от муфтията туда прибыли 7 человек и выполнили предписанные функции. В настоящее время мы получаем письма с благодарностями за хорошую организацию хаджа. Мы в точности выполнили все, что предписано в решении. А что касается их отправления, возвращения, проблем с визами спрашивайте у Госкомиссии по делам религии.