-В Средней Азии существуют «Исламское Движение Туркестана», «Исламское Движение Узбекистана».Кого винить в  происходящих в стране событиях?

«Исламское Движение Узбекистана» появилось в начале 90-х годов. Это объединение создано на территории Афганистана. Оно стало широко известным после взрывов в Ташкенте в 1999, нападения на Баткен в 2000 году. В эти же годы оно  было внесено в список террористических организаций. «Исламское Движение Туркестана» называлось «Туркестанской Исламской партией». Когда в 2001 году вспыхнула война против «Талибана», и объединенные силы антитеррористической коалиции вошли в Афганистан, они разбили и раскололи большую часть этой «партии».Данная «партия» не смогла себя организовать именно как партия, так и  осталась  организацией. Породившая много споров и  разборок  организация  не смогла полноценно«работать». 20-го июня этого года организация официально заявила о себе и выбрала  нового руководителя. Кроме нее появилось еще несколько террористических организаций. Так, организация «Ислам Джихати»,стала известна после проведения нескольких террористических акций в Ташкенте в 2004 году и открытия штаба в Южном Казахстане. Им  помогли внешние силы. В актив организации вошли террористы, специально подготовленные на территориях Афганистана и других близлежащих к нему Восточных государств. Их усиленно готовили по проведению различных актов, подделке документов и финансировали. В Таджикистане позднее была арестована террористическая организация «Байат». Слава богу, в Кыргызстане нет террористической организации. Этому и условий нет, так как  имеем  свободное вероисповедание. Любая организация у нас проходит регистрацию и делает все, что захочет.

-Есть ли  связь между Ошскими событиями и этими организациями?

-Террористические акции были осуществлены в Бишкеке, но в основном в Оше. На территории Баткенской области тоже  было проведено несколько террористических акций. В прошлом году в Узгене и Джалал-Абаде, а также ранее были задержаны и уничтожены многие их члены. Эта проблема представляет особую опасность для государства и народа. К несчастью, хотя общественность и власти чувствуют опасность, но ничего не могут сделать в противовес ей. В соответствии с этим ШОС создала региональную антитеррористическую структуру сначала в Бишкеке, а затем по предложению Путина  в Ташкенте был открыт центр по борьбе с сепаратизмом, терроризмом, экстремизмом. Хотя  он называется антитеррористическим центром СНГ, но до сегодняшнего дня мы не видим каких-либо попыток его борьбы с терроризмом. Кроме обмена информацией и рабочей помощи его работа не поставлена должным образом. Когда в Канте открывалась военная база, Акаев с Путиным согласовали и заявляли о помощи авиабазы в борьбе с терроризмом и с наркобизнесом. Однако, какой вклад она вносит в эту деятельность, знают только господь Бог и власти России. Оcтальным  ничего не известно. Я далек от утверждения, что никакой поддержки нет. Кое-что, конечно, делается. Кстати, и китайская сторона помогает нам. Но  не в той степени как требуют обстоятельства и наши условия.

-Сейчас говорят о том, что «июньские события в Оше снова набирают силу и нас ждут беспорядки». В какой степени это соответcтвует правде?

-К Ошским и Джалал-Абадским террористическим акциям внешние силы не имеют отношения. Наши внутренние силы снова проводят провокации и ставят цель столкнуть народы. Эти же силы имеют отношение к столкновениям на Юге в июне сего года. Именно после «исчезновения» после судебного процесса во Дворце спорта некоторых лиц, эта ситуация  заострилась. Никто не может сказать, что акция возникла просто так. Целью террористических акций является  вызвать недовольство народа и чувство его незащищенности со стороны Временного Правительства. Отсюда могут появиться высказывания типа «правительство не создано, парламент не руководит, Временное Правительство несостоятельно». Это утяжеляет общую обстановку. Такие действия не ограничиваются только убийством людей, возможно, появятся предположения, что террористические акции готовятся сторонниками прежней власти и противниками новой. Вполне вероятно, что террористов профинансировали и помогли люди, лишившиеся власти и богатства.

-Пришло ли время закрыть наши государственные границы в связи с последними событиями?

-Очень важный вопрос. Если невозможно закрыть границы наглухо, то есть пути их усиленной охраны. К сожалению, в последние 7-8 лет Пограничную службу то предоставляли самой себе, то передавали в Министерство Обороны,  то присоединяли к ГСНБ, и многие профессиональные пограничники ушли. Одно время поднимался вопрос, который, правда, сразу и закрылся после информации о том, что «живущий в Лондоне Березовский посещал Кыргызстан».Там, где коррупция набирает силу, можно делать все, что пожелаешь.  Через эту же государственную границу провозят ведь любые объемы наркотиков за деньги. В связи с этим возникает необходимость реформы системы безопасности. В данном направлении Временное Правительство не сделало решающих шагов. Неизвестно, чем занимается Секретарь Совета Безопасности кроме «убаюкивания» нас, что «все находится под контролем». Нужны  профессионалы по борьбе с  терроризмом, экстремизмом, наркоторговлей. Можно поставить во главе данной службы какого-либо однопартийца, но он работу не потянет. Только профессионал с организаторскими способностями может успешно работать. Люди, которые боролись против терроризма, сейчас допрашиваются в судах как подсудимые. Конечно, суд установит их виновность, но о чем говорит подозрительность в отношении их? Наверное, о том, что эти люди выполняли не свои профессиональные обязанности по борьбе с терроризмом, а обеспечивали безопасность семейного клана, который повысил зарплаты Службе охраны и отобрал себе нужных людей. Больше внимания было уделено интересам семьи, чем интересам  государственной и общественной безопасности. Это стало как-то забываться в обществе, а мы не должны забывать об этом. Крайне необходимо, чтобы пришли грамотные специалисты, профессионалы, думающие об интересах народа и ставящие на первое место государственную безопасность. Когда в стране не хватает стабильности, такие беспорядки будут усиливаться. Как бы то ни было, нам все равно нужно создавать систему безопасности. Об этом было сказано и Президенту и руководителям Временного Правительства. Для этого надо принять политическое решение и начать работу. Временное Правительство кроме высказывания: «дефицит бюджета составил столько-то миллиардов» ничем иным народ не обрадовало. Поэтому первоначальной  задачей, решаемой на самом высоком уровне, это-проведение политики государственной  безопасности.Если мы будем проводить именно такую политику, то она создаст условия для экономического роста. К несчастью, у нас не проводится политика ни на высоком, ни на низком уровнях, и дело стоит.Техническое правительство переживает «чемоданное» настроение: «все равно завтра уйдем».Крайне  важно использовать профессионалов. Из ГСНБ ежегодно уходят по 50-60 специалистов, а на подготовку одного специалиста уходит минимум 10 лет. А если как сейчас кого-то посадить на должность, нацепить ему погоны, дать в руки оружие, он же не потянет работу. Военная служба во времена Союза относилась к особой элите, так как защита государственной безопасности была особо ответственным делом. Мы дальше не можем игнорировать данную сферу. А профилактировать терроризм хотя и трудно, но возможно.

 

Источник: газета «АЙАТ» № 90 от 02.12.2010/ стр.7