Происходящие в последнее время геополитические процессы демонстрируют тот факт, что никакой государственный строй не обладает иммунитетом от противоправной деятельности террористических группировок и влияния негативных экономических процессов. Процессы нелегальной миграции, расширение международных преступных сетей по продаже наркотиков и работорговля являются одними из немногих проблем, с которыми сталкивается азиатский континент. К тому же высокий конфликтный потенциал сохраняется вследствие продолжающихся территориальных споров и наблюдающейся милитаризации со стороны ряда стран, в том числе путем наращивания ядерного потенциала и средств его доставки.
Перечень этих угроз диктует необходимость поиска эффективного механизма взаимодействия в целях обеспечения региональной безопасности и стабильности. Одной из таких инициатив является деятельность Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Созданная по инициативе Казахстана в 1992 году, эта платформа активно участвует в выработке многосторонних мер доверия, которые направлены на укрепление мира, безопасности и стабильности в Азии.
Сегодня в состав СВМДА входят 26 государств, 12 наблюдателей, включая ООН, ОБСЕ, ТюркПА и Лигу арабских государств (ЛАГ). Каждые четыре года проводится Саммит глав государств и правительств, который принимает рекомендательные решения в военно-политической, экологической, гуманитарной и экономической сферах, а также по такому измерению, как современные вызовы и угрозы.
В рамках специально принятого в СВМДА Каталога определены меры доверия по пяти основным измерениям: экономическому, экологическому, гуманитарному, борьбе с новыми вызовами и угрозами, а также военно-политическому.
На этапе становления СВМДА Казахстан предложил уникальный подход для развития всеазиатского диалога: начать с реализации мер доверия в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях, а в дальнейшем, на основе уже созданной к этому времени атмосферы доброй воли, приступить к реализации мер доверия в военно-политическом измерении.
Такой метод дал свои результаты: сегодня Совещание активно участвует в выстраивании мер доверия по ключевым проблемам и угрозам в Азии. Известен положительный опыт Совещания, когда в ходе встреч на высшем уровне за одним столом удалось усадить представителей разных конфликтующих сторон: Израиля и Палестины, Пакистана и Индии. Бесспорно, эти многолетние конфликты невозможно разрешить за одним раундом переговоров, тем не менее, именно на полях СВМДА стороны сумели найти некоторые точки соприкосновения и на какое-то время сблизили свои позиции.
Последний на сегодня Четвертый саммит СВМДА в Шанхае в мае 2014 года ярко продемонстрировал, что страны-участницы рассматривают СВМДА не только как диалоговую площадку, но и заинтересованы в использовании его платформы для выдвижения новых глобальных инициатив и проектов.
Этот саммит ознаменовался достаточно интересными итогами. Собственно, сам Пекин обозначил необходимость формирования новой концепции азиатской безо-пасности – всеобщей комплексной устойчивой безопасности с новыми подходами, свободными от оков «холодной войны» и «блоковости».
Китайская сторона с момента проведения саммита внесла в его работу несколько нововведений. К примеру, в рамках совещания начали свою работу деловой и молодежный советы.
Также одним из ключевых событий саммита стала инициатива Казахстана о преобразовании СВМДА в Организацию по безопасности и развитию в Азии (ОБРА), которая смогла бы стать своего рода аналогом ОБСЕ в Азии.
По мнению Астаны, в условиях глобального кризиса Запад не может устойчиво развиваться в отрыве от Востока. Поэтому странам Азии необходимо самостоятельно заняться мирным развитием континента. Прежде всего необходимо взаимное сотрудничество и взаимопонимание, а также учет восточных традиций и ценностей в глобальном развитии.
Считается, что ОБРА может стать одним из путей поиска выхода из кризиса устаревшей модели развития мира не только на азиатском континенте, но и во всем мире.
Эксперты считают, что Казахстан зарекомендовал себя как активный международный игрок в формировании архитектуры глобальной и региональной безопасности. Общеизвестно, что инициативы этой страны традиционно направлены на укрепление сотрудничества в регионе и поиск взаимоприемлемых и мироориентированных решений.
По мнению ряда международных экспертов, «Азиатское ОБСЕ» может послужить альтернативным центром выработки и принятия коллективных решений в сфере обеспечения безопасности, а также дополнительной диалоговой площадкой в процессе азиатского интеграционного становления.
На прошедшей в апреле этого года пятой встрече министров иностранных дел СВМДА в Пекине глава МИД России Сергей Лавров отметил, что совещание доказало свою полезность в качестве площадки для обсуждения коллективных подходов в решении различных международных проблем.
В дальнейшем необходимо укреплять и наращивать практическую составляющую деятельности СВМДА в целях эффективной реализации мер доверия по всем направлениям сотрудничества.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что страны-участницы СВМДА, взаимодействуя в его рамках, демонстрируют единый настрой на взаимные меры доверия и укрепление политической и социально-экономической стабильности на обширном мировом пространстве. Страны придают первостепенное значение выстраиванию равноправного диалога и атмосферы для плодотворного взаимодействия.
Преобразование СВМДА в новую международную организацию будет иметь свою уникальную специфику. Ведь в случае успеха этот проект может стать образцовым инструментом укрепления мира и обеспечения процветания в Азии в ХХI веке.

Елена ВЛАДИМИРОВА.