…женщины-.фотографа. И хотя сама Нина Горшкова – автор фотовыставки «Апрель-2010» и одноименного альбома, наша коллега, фотокорреспондент газеты «Слово Кыргызстана» – настаивает на том, что «у профессионала нет пола», и в те дни она работала как фотограф наравне с мужчинами, а осмысление произошедшего пришло уже позже, во всем: в композиции фотографий и в их подборе, в организации выставки, в специально подобранной музыке – чувствуется женский взгляд. И это нисколько не умаляет профессиональных качеств Нины, скорее добавляет сострадания и самых разных эмоций ожившим на фотографиях апрельским событиям.
Пришли поддержать Нину известные фотографы Владимир Пирогов, Владимир Воронин, Игорь Сапожников, Александр Федоров и многие другие, с которыми она в те дни отслеживала ход революции, а также ее коллеги из родного издания. Все отмечали, что эта молодая женщина «с большими серьезными глазами» работает и относится к фотографии серьезнее, чем можно было от нее ожидать в ее возрасте.
– Так фотографировать, как Нина, видеть такое, для этого нужно иметь характер. А у Нины он есть, – говорит ее коллега, корреспондент Александр Иванович Шепеленко.
– Благодаря фотографу события остаются в памяти, для потомков, став историей. Нина все пропускает через себя, через сердце… – вторит фотохудожник Александр Федоров.
Действительно, эти фотографии – мгновения, которые удалось схватить фотографу и которые останутся в душе, в памяти, в сердце. Они скажут больше, чем все слова. И можно было бы назвать их большой удачей автора, похвалить «Классно!» (как говорили многие посетители фотовыставки), если бы не сама тема. На фото – борьба, крики, спасение своих и чужих, боль и страдание, слезы, кровь, смерть…
Специально черно-белые фото, потому что Нина не хотела показывать кровь, чтобы выставка не была пугающей. Фотографии развешаны в хронологическом порядке: от сбора у «Форума» до событий на площади и похорон. У выставки, как и у той революции, нет только одного цвета – только черного или только белого. Показаны обе стороны: и митингующие, и милиционеры, которых тоже тогда люди не только били, но и защищали от своих же. И у каждой стороны была своя правда, которую автор хотела показать через фото. Это было сделано, чтобы люди вспомнили, что и как тогда происходило, и задумались.
На фоне черно-белой гаммы сразу выделяются две фотографии, на которых изображен один и тот же мужчина. Они и висят рядом. На одной фотографии это человек еще жив, его ведут под руки милиционеры, а на другой – уже мертв, по лицу растеклась кровь. Это единственные цветные фотографии на выставке…
Напротив фотографии с портретом погибшего Эмилбека Айылчиева остановилась женщина и, не сдержавшись, зарыдала. Как оказалось, это была родственница убитого, она тоже попала в тот кадр. На глазах других посетительниц также виднелись слезы. Не выдержав увиденного, они быстро покинули выставку.
Сама Нина посвящает выставку своей маме, которая ушла из жизни несколько дней назад.
– Мама очень любила нашу страну. И те, кто остался, тоже любят наш Кыргызстан. Эта фотовыставка – печальное резюме. Хочется верить, что ребята погибли не зря. Но это уже зависит от всех нас живущих. Легко плеваться, что все у нас плохо. Тяжелее работать. Нужно созидать, нужно что-то делать, и я уверена, что у нашей страны все будет хорошо.
– Не было ли Вам страшно тогда, находясь в эпицентре совершенно «неженских» событий?
– Если фотограф идет в журналистику и занимается своим делом профессионально, он должен понимать все нюансы этой работы, куда и зачем он пришел. У профессионала нет пола. И если уж ты идешь в эту профессию, нельзя впадать в панику, когда происходят какие-то события, иначе можно попасть в еще более нехорошую ситуацию, – рассказывает Нина Горшкова. – В тот момент я не осознавала происходящее. Я была фотографом. Просто работала. Страшно стало уже потом, когда пришло осознание. И осмысление. Как женщина я плакала, а делала и отбирала фото для этой выставки как профессионал. Понимаете, страх нужно блокировать. Надо открыться проб-леме, не бояться смотреть ей в лицо. Я теперь понимаю, что такое умереть за свою страну, встать на защиту общества. Мы все – гладиаторы нашего общества. И мы сейчас уже можем как-то осмыслить произошедшее 3 года назад. Нужно анализировать, чтобы это не повторилось. И все будет хорошо, все у нас наладится.

 

 

Маргарита Лазуткина.