— Омурбек Токтогулович, кажется, СДПК пошла на развал коалиции в целях втягивания в коалицию вашей фракции?
— Не соглашусь с вами. Совершенно некорректно ссылаться на нашу партию при объяснении причины распада коалиции. Наш народ видит и знает, что коалиция существовала только де-юре, но не де-факто. Как известно, по многим важным вопросам внутри коалиции существовали различные мнения. Это и привело к распаду. Какой фракции президент вручит мандат, та и будет формировать коалицию.
— А если президент вручит мандат вам? Кажется, судьба «Онугуу-Прогресса» и «Ата Мекена» уже определена. А вы сможете сработаться с остальными фракциями? Как известно, у вас не совпадают позиции с лидером фракции «Кыргызстан»?
— Во-первых, давайте я отвечу на этот вопрос, если в руки попадет мандат. Не будем делить шкуру неубитого медведя.
— Вы сказали, что у вашей фракции есть ряд условий при вступлении в коалицию. Если согласятся, то вступите в коалицию. Что это за условия?
— Какие бы ни были условия, они будут решаться на основе переговоров. Я отметил 3 основных момента. Пусть примут нашу программу, также надо переговорить относительно структуры и состава правительства.
— Вы хотите сказать, что необходимо распустить кабмин?
— Я имею в виду, что необходимо пересмотреть структуру правительства, такая структура не годится. За один год мы уже видели, какие министерства могут работать в составе правительства, а какие не работают. Пусть приходят новые министры, не способных работать надо выпроводить.
— Высказываются слухи о переговорах по вступлению в коалицию и вашему возможному премьерству. Еще поступит предложение, пойдете?
— Прежде чем рассматривать вопрос премьер-министра, необходимо вступить в коалицию. И только после этого можно обсудить вопрос, рассмотрев различные варианты.
— А у вас есть намерение возглавить правительство?
— Премьер-министр обладает более широкими полномочиями. Особенно в экономической сфере премьер-министр решает многое. Многое зависит от решительности и компетентности главы правительства. У него должен иметься не краткосрочный, на 1 или 6 месяцев, план, а на 5 лет. Премьер-министр возглавляет работу правительства. Как он будет управлять, так и будет развиваться экономика.
— Можно ли под вашими словами понимать, что «Омурбек Бабанов имеет намерение возглавить работу правительства»?
— Каждая партия, попавшая в парламент, стремится достичь власти, возглавить правительство. Такие намерения и надежды есть не только у нас, но и у любой фракции.
— Премьер-министры у нас меняется как носовые платки. Это особенности национальной политики, или нам надо поменять систему?
— Думаю, такая картина будет сохраняться до тех пор, пока избирательный порог для партий не будет повышен с 7% до 9%. На сегодняшний день ни одна партия не располагает возможностью самостоятельного формирования правительства. Только две партии: мы и СДПК – можем это сделать вместе. Иными словами, формируют 3 или 4 партии. Например, в недавней практике раздували проблемы из мелких вопросов, касающихся поста председателя комитета, или работы тех или иных министров. Надо оставить мелкие обиды, а подумать о целостности государства. Если в комитете не решается какой-то мелкий вопрос, то это не должно становиться препятствием для решения важных вопросов. При обсуждении законопроекта об изменении Конституции я предлагал поправку, чтобы отставка премьер-министра принималась голосами 2/3 депутатов, чтобы решение подкреплялось их подписями. Раньше лидеры решали в узком кругу, кто пойдёт в премьер-министры. Я же работал премьер-министром и знаю проблему. Получается, что при отставке правительства меняется курс целой экономической политики, а не только решается судьба отдельно взятого человека.
— Омурбек Текебаев открыто поведал, как была решена ваша премьерская судьба. Получается, что вашу судьбу решили два человека?
— Как оказалось, история сама дает оценку, кто как чью решает судьбу. Это как в кыргызской поговорке, что «тайное дело раскрывается даже по прошествии 40 лет».
— Нет такого, что СДПК специально идет на переговоры и втягивает «Республику — Ата Журт» в коалицию, чтобы ослабить ваше растущее влияние?
— Возможно, в отдельных моментах мы и СДПК выступаем политическими оппонентами. Но в вопросе развития государства мы партии-партнеры. В большинстве наши позиции совпадают. СДПК возглавляет Алмазбек Шаршенович. Наверняка президент не вынашивает намерений кого-то обессилеть или принизить. Я думаю, что предпринимаются действия на благо государства. Это человек 20 лет был в оппозиции и всё видел. Он понимает, в каком положении окажется страна после его ухода. Наверняка главным образом думает в этом аспекте. Мы и СДПК или они и мы вместе превратимся большую силу.
— Но ведь отмеченные вами мелкие вопросы, вызывающие провал в вопросах больших, исходят от СДПК? Вы уверены, что при вашем альянсе и превращении его в большую силу такого не будет?
— Ожидать можно всякого, все мы люди. Уровень действующих парламентариев на порядок выше депутатского корпуса прошлого созыва. Постепенными темпами будет развиваться парламентаризм.
Источник: газета «Жаны ордо» №24 от 28.10.2016/ стр. 2
Взято с: gezitter.org