Не так давно кыргызстанцев потрясла фотография малыша, спящего на тонкой картонке на голой земле, посреди базарной суеты, рядом с прилавком, за которым торгует его мама. Несчастная женщина, оставшаяся одна с детьми на руках без жилья и средств к существованию, была вынуждена брать на работу трехлетнего Исхака.
Не успели в обществе остыть дискуссии о малыше из Кара-Сууйского рынка, как новый шокирующий случай взбудоражил столицу: на улице добрые люди обнаружили старую больную женщину, подброшенную кем-то к пансиону «Ардагер» для пожилых людей.
С этих вопиющих случаев, когда государство не выполняет свои обязательства по организации и предоставлению социальных услуг, начала свою речь председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова. По ее словам, потребность в таких услугах в республике испытывают от 100 до 400 тысяч человек, но только 5-10 процентов из них получают помощь от государства.
— Я в чем-то могу понять соседей или знакомых этой бабушки. Представьте, что у вас есть пожилая соседка, которой нужен постоянный уход. Вы знаете, куда обратиться или позвонить, чтобы ей оказали помощь? Хорошо, что они выяснили, что есть такой приют для стариков и отвезли ее туда, надеясь, что за ней кто-то присмотрит. Но это Бишкек. А если это случилось бы в селе или маленьком городе, где таких центров нет?
Мы сегодня хотим показать эту проблему и пути ее решения, чтобы привлечь к ней внимание властей. Нашей политической элите эти люди неинтересны. Кто такие инвалиды, бомжи и одинокие старики? Они даже голосовать не ходят, они – не электорат. Они – никто. Нет ни одного политика, который бы заявил, что будет защищать интересы этих людей.
Нужна новая редакция закона о государственном социальном заказе и механизм делегирования, чтобы органы местного самоуправления (МСУ) были включены в систему организации соцуслуг.
 çàêîíàõ âñ¸ çàìå÷àòåëüíî,
à â æèçíè…
Проблема нашего государства заключается в том, что в законах у нас прописано все замечательно, но в реальной жизни все иначе. Не могут наши власть имущие «войти в положение», поэтому и законы работают в лучшем случае через раз. По идее, населению должны быть предоставлены разнообразные услуги. Три основных вида услуг – это уход с выездом на дом для одиноко проживающих инвалидов и стариков, услуги полустационарных центров, то есть центры временного пребывания и реабилитационные центры, а также услуги интернатных учреждений.
По словам Назгуль Ташпаевой, независимого эксперта в соцсфере, на практике все иначе.
— В ходе социальной работы должны быть оказаны самые разнообразные услуги – от ухода, лечения и психологической поддержки до правового консультирования, – считает эксперт. Показателен пример с мальчиком Исхаком. У него не было документов, которые бы подтверждали то, что он – гражданин этой страны. У его матери их тоже не было. У нас ведь только документы делают человека человеком. По идее, совсем недалеко от этого рынка есть центр социальной помощи, где этой семье могли бы помочь с документами и за детьми присмотреть, пока мать на работе. Но сейчас он не работает.
Есть еще одна проблема: существует множество детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проблемы у всех разные, но их родителям видится только один выход – поместить ребенка в интернат. И здесь появляется еще одна проблема: дети, получившие воспитание в интернате, лишены многих социальных навыков. И зачастую, как показывает официальная статистика, из интернатного учреждения они попадают в исправительное.
Также есть один нюанс. На каждого ребенка в интернате выделяется по 10 тысяч сомов. На содержание ребенка в малообеспеченной семье чуть более 800 сомов в месяц. Разумеется, дети будут там, где денег больше. Поэтому нужно свое-временно выявлять проблемы, не ждать, пока поднимется волна общественного возмущения в соцсетях. Работать на опережение и предупреждение. Система социальной защиты не должна ждать, пока ребенок окажется на картонке, а должна выявлять такие случаи заранее и принимать действенные меры.
Чтобы было все «по уму и по совести», была составлена новая редакция закона, где недочеты устранены. Если он будет принят, то значительно снизится риск коррупции, будут созданы равные условия для поставщиков соцуслуг, все процедуры будут детально регламентированы, будет введена обязанность изучения потребностей и привязка к программам соцразвития в конкретных регионах. Закон хорошо продуман, поэтому удивительно, что он уже год находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше и дело все никак не двинется вперед.
Ïîïðàâêàìè äåëî
íå èñïðàâèøü
Наталья Шипп, представитель Ассоциации по продвижению прав и интересов детей, также выступает за принятие новой редакции закона. Она считает, что государство для более полного решения социальных проблем должно делегировать некоторые задачи органам МСУ, которые лучше знают проблемы своего региона.
— Я сейчас совсем не удивлюсь, если после случая с бабушкой, несмотря на то, что в программе соцразвития есть раздел по работе с пожилыми гражданами, будут разрабатывать новую программу. Так каждый раз происходит – вместо исполнения Основного закона, видя его недостатки, начинают, как грибы после дождя, появляться различные дополнения и поправки. Это говорит о том, что действующее законодательство неидеально, раз происходят подобные случаи. Мы часто ездим в регионы и посещаем отдаленные айыл окмоту. Мы встречались с местными органами власти, и нам часто приходилось слышать одно и то же: «У нас есть 500 тысяч сомов. Мы готовы финансировать центр. Но это незаконно. Нас могут и посадить, если узнают». Такое расходование средств рассматривается Счетной палатой республики как нецелевое и мэра или главу айыл окмоту могут посадить за это в тюрьму. В итоге – центры не работают, а дети спят на картонке на улице.
Огромная проблема для нашего региона – отсутствие центров временного пребывания для матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и подвергшихся насилию в том числе. В Ленинском районе г. Бишкек есть такой проект, но проблема опять упирается в невозможность его финансирования из местного бюджета. Люди не хотят сидеть в тюрьме. Нужно дать возможность органам МСУ самим решать, какая проблема нуждается в решении незамедлительно.
Если новая редакция закона будет принята и налажено делегирование полномочий, то будут развиты именно те услуги и в тех местах, где это необходимо больше всего. И тогда у нас практически не останется интернатов ни для детей, ни для пожилых людей, – подытожила Н. Шипп.
Åñòü îïûò
В доказательство актуальности принятия новой редакции закона о государственном социальном заказе Гульмира Сатарова – вице-мэр г. Кара-Куль, рассказала об опыте реализации государственного (муниципального) социального заказа мэрии города Кара-Куль.
— Мы провели исследовательскую работу. Из шести предложенных проблем была выдвинута одна, но самая важная – отсутствие профессионального образования у детей с ограниченными возможностями здоровья. Когда на народном собрании мы утвердили эту проблему как приоритетную, то сразу провели конкурс, который выиграл общественный фонд «Аймира». Его проект «Чужих детей не бывает» был единогласно одобрен. Так, в мае прошлого года был открыт дневной центр, где дети с ограниченными возможностями здоровья могли пройти курсы швей, парикмахеров и поваров-кондитеров. Центр выпустил 25 учащихся, которые получили сертификаты. Трое выпускниц устроились на работу. Одна работает на дому, потому что она глухонемая. Ей помогли приобрести швейную машинку, и теперь она получает заказы от соседей.
Продолжать этот проект мы сейчас не можем. После его окончания мы вышли с предложением, чтобы на продолжение работы центра были выделены деньги из местного бюджета. Нам выделили средства, но мы не можем выплачивать из них зарплату учителям, потому что это вне компетенции местного самоуправления. Образование – государственная услуга, и мы не имеем права из местного бюджета выделять деньги на это. Для работы есть все – инфраструктура налажена, есть желающие заниматься, учителя готовы. Нет только зарплат. Если бы новая редакция закона была принята, то мы сами могли бы оплачивать труд учителей без проблем с законом, – заключила Г. Сатарова.
Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора и www.