Под реализацией инициативы «Один пояс — один путь» (ОПОП), в целях стимулирования развития торговли, Китай стремится построить сеть инфраструктурных проектов по всей Евразии.

На первый взгляд, кажется, что все участники инициативы должны получать выгоду: китайские кредиты будут ускорять процесс строительства инфраструктурных проектов; развивающиеся страны, в которых разработаны проекты, получили бы прибыль, поскольку реализация инициативы подразумевает и развитие новых отраслей, доходы от полученного экономического роста направлялись бы на погашение китайских кредитов.

Все это возможно в случае использования новой сетевой инфраструктуры. Однако, строительство дорог и портов не гарантирует успешной реализации всех проектов вдоль ОПОП. Кроме того, должна учитываться экономика двух держав инициативы (Китая и Европы), рост которой замедлился.

За последние полтора года Пекин был вынужден неоднократно «тонко настраивать» свою экономику, чтобы держать ее в плюсе: Китай увеличил государственные расходы, девальвировал свою валюту, снизил процентные ставки в шесть раз, а соотношение банковского резерва — в семь раз.

Тем не менее, экономика Китая продолжает замедляться. «Социальная стабильность» в стране начала изнашиваться. Народные волнения находятся на подъеме, количество трудовых протестов в Китае выросло со 100 в 2010г. до 2500 в 2015г.

Ключевым словом в китайской инициативе ОПОП является слово «кредиты». Китайские кредиты могут иметь более слабые требования и нести более низкую процентную ставку, чем у коммерческих банков. Пекин ожидает, что они будут погашены.

Вместе с тем, китайские кредиты для инфраструктурных проектов часто делаются с пониманием того, что развивающиеся страны будут подписывать строительные контракты с китайскими компаниями.

В прошлом, много развивающихся стран, ставшие, в большой степени, обязанными в результате инфраструктурных проектов, сошли с дистанции. Кредиторы были вынуждены простить многие из их долгов, признавая, что заемщики не в состоянии их вернуть. Китай некоторые из своих кредитов развивающимся странам простил тоже, всего около 3,9 млрд.долл.

Справка: В 2015г. Пекин отменил долг в 40 млн.долл. Зимбабве. Но Зимбабве до сих пор должен Китаю более 1 млрд.долл. Кроме того, взамен на списание долга, Зимбабве согласился увеличить использование китайского юаня в своих валютных резервах.

Однако, некоторые развивающиеся страны приветствовали китайское финансирование. Бывший президент Шри-Ланки М.Раджапакса принял китайские кредиты на строительство нового порта и аэропорта в г.Хамбантота. После завершения строительства, порт станет крупнейшим в Южной Азии. Но с замедлением морской торговли, долг нового правительства Шри-Ланки правительству КНР составляет 1,1 млрд.долл.. Несмотря на критику принятия китайских кредитов и недостатков в работе китайских строительных компаний, у нового правительства нет выбора, кроме как закончить строительство объектов, чтобы не вызвать дефолт.

Китай может полагать, что заемщики будут вынуждены возместить свои кредиты, потому что прямой дефолт сильно сократил бы будущую возможность получения кредита любой развивающейся страной.

Таким образом, жажда низкопроцентных кредитов в развивающихся странах может сделать китайскую инициативу «Один пояс — один путь» выгодной только для Пекина. Поднебесная получит прибыль, как от финансирования, так и от строительства инфраструктурных проектов, в то время как развивающиеся страны могут понести финансовые риски.

Кроме того, Китай сможет использовать списание задолженностей развивающихся стран (взятых в процессе реализации инфраструктурных проектов) для достижения своих внешнеполитических целей. На примере Зимбабве, следует отметить, что увеличение использования китайского юаня в валютных резервах развивающихся стран вдоль ОПОП, является одной из приоритетных целей Поднебесной. Вместе с тем, следует учесть, что с начала октября т.г. китайский юань стал пятой резервной валютой. В результате, китайская инициатива «Один пояс — один путь» несет в себе более длительный политический характер, чем экономические выгоды.

 

 

Источник:   polit-asia.kz