У редакции Zanoza.kg оказались результаты служебного расследования по факту смерти женщины в частном медцентре в жилмассиве «Кок-Жар».
Женщина скончалась в частном медицинском центре, где лечилась у знахаря от рака груди четвертой стадии: ей провели операцию — мастэктомию (ампутация груди).
Все материалы были переданы в ГУВД Бишкека. Однако в пресс-службе ГУВД Бишкека отметили, что в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления, так как доказано, что врачебной ошибки в данном случае не было. К тому же, по данным правоохранительных органов, у врача имеется лицензия.
В Министерстве здравоохранения подчеркнули, что ведомство не выдавало ни одной лицензии на народную медицину.
Между тем частная медицинская деятельность на территории КР без соответствующей лицензии является незаконной. Контроль незаконной деятельности знахарей и целителей не входит в компетенцию Министерства здравоохранения.
Согласно законодательству КР, «проведение сеансов массового целительства запрещается. Рекламирование, в том числе через средства массовой информации о методах и средствах целительства, запрещается. Причинение вреда здоровью или жизни человека в результате целительства уголовно наказуемо».
В Минздраве рассказали, что в ходе служебного расследования выяснилось, что 5 июля 2016 года в 23 ч 42 мин. поступил вызов на станцию скорой медицинской помощи с адреса: жилмассив «Кок-Жар», ул. Ак-Босого по поводу потери сознания больной.
Выехала бригада во главе с дежурным врачом и медсестрой. Со слов врача, биологическая смерть больной была констатирована до приезда бригады скорой медицинской помощи.
В момент приезда скорой умершая больная находилась на гинекологической кушетке с открытой раной левой груди 20X20 см без наложенных швов, без пульса, сердцебиения и дыхания в кабинете у табыпа (лекаря).
Рана была прикрыта марлевыми тампонами, пропитанными кровью. О данном случае милиция оповещена.
Из анамнеза: со слов родственников, умершая больная была на приеме у врачей-онкологов НЦО по поводу опухоли левой молочной железы. Был выставлен диагноз: неоперабельный рак левой молочной железы 4-й стадии с распадом тканей.
Больная обратилась к табыпу (лекарю) З. А., который провел, с его слов, удаление опухоли в шесть приемов под обезболиванием препаратами «лидокаин» и «новокаин» дозировкой по 5 миллилитров. Больную он решил оперировать из-за большого размера и распада опухоли.
На вопросы, как он мог в антисанитарных условиях, без элементарных медицинских знаний анатомии, решиться на операцию, он ответил, что решил убрать опухоль, которая мешала больной. Со слов табыпа, больной стало плохо из-за кровотечения. Вызвали скорую помощь, но больная умерла до приезда бригады.
Табып (лекарь) З. А. без медицинского образования, без разрешительных документов открыл клинику осенью 2015 года, состоящую из 6 палат. Со слов, здание в аренду взял у иностранца-араба, который предоставлял ему здание безвозмездно.
На момент выезда комиссии 6 июля 2016 года в 12.30 в палатах в тесных и антисанитарных условиях находились около 60 больных и 25 ухаживающих родственников. Все больные приезжие из Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей с онкологическими диагнозами и с выписками из НЦО или Ошского центра онкологии. Есть больные после операции, есть тяжело больные, которые нуждаются в постороннем уходе. На всех один туалет в конце коридора и на улице, а также одна кухня.
В палатах смрадный запах, много мух. На единственном столе в палате и на полу сумки с едой, одеждой, лекарствами и какими-то вещами. Многие больные лежат под капельницами с мутными растворами неаптечного приготовления. Некоторые больные очень крепко спят, не реагируя на шум, по-видимому после обезболивающих, снотворных либо наркотических веществ.
На одной койке спят и больные, и ухаживающие. На подоконниках в палатах выставлены отвары трав с резким запахом в разных емкостях.
Табып приехал из дома после вызова. Признал, что «не имеет разрешения на лечение, но лечит по зову сердца». Ни историй, ни записей, кто проходит лечение, ни количество больных, прошедших лечение, не может внятно сказать. При этом ведет себя вызывающе, считает, что делает правильные вещи и проводит паллиативное лечение онкологических больных, от которых отказались врачи, и облегчает им жизнь.
Со слов, был на приеме у министра осенью 2015 года, но разрешение ему не дали, поэтому он решил лечить самовольно.
Выводы комиссии:
- Смерть больной наступила от кровотечения вследствие неграмотного вмешательства в лечение лекаря — удаления левой молочной железы больной без обезболивания, знаний анатомии и без мер по остановке возникшего кровотечения.
- Табып (лекарь) З. А. не имеет специального медицинского образования, без разрешительных документов и лицензии М3 КР ведет незаконную деятельность по лечению тяжелых онкологических больных на последней стадии заболевания, вынужденных обращаться к нему, возможно, вызывая зависимость у них отварами трав.
- Лечение проводится в палатах в антисанитарных условиях без элементарного соблюдения чистоты, не говоря о гигиенических условиях.
Материалы дела переданы в ГСБЭП при ПКР КР для принятия соответствующих мер.