Во всем мире сейчас не найти более популярного вида спорта, чем футбол. Буквально недавно стартовал чемпионат Европы-2016. Аудитория таких игр составляет миллионы зрителей. Ну, это понятно: скорость, зрелищные голы в мужском футболе – обычное дело. Что касается женского футбола, то многие к нему относятся скептически: мол,
не женское это дело – мячи гонять. У нас в Кыргызстане женский футбол есть и с каждым годом набирает обороты. Есть свой женский чемпионат, в котором участвуют порядка пяти-шести футбольных клубов, включая Бишкек и регионы. Наши девочки выступают и на международных турнирах: кубке Азии, чемпионате по уличному футболу.
Тренер женской национальной сборной Кыргызстана по футболу Гульбара Уметалиева и президент женской лиги Бермет Тологонова стараются популяризовать женский футбол. Пусть в нашей стране множество проблем, связанных опять же с финансами, но у девочек мечту стать футболисткой не отнять.
Так, одна из перспективных игроков национальной сборной КР, вратарь Ангелина Гайер, рассказала нам, с чего началось ее увлечение футболом.
Навстречу к нам вышла симпатичная, высокая стройная блондинка. Если бы мы не знали, что эта девушка – футболистка, то подумалось бы, что она модель. Ее простота и дружелюбие располагали к себе. Мы попросили немного рассказать Ангелину о своей семье и с чего появился интерес к футболу.
— Родилась я в селе Ивановка Ысык-Атинского района. Моя мама работает в магазине продавцом, папа – дальнобойщик. Никто профессионально не занимался в семье футболом: папа играл в дворовый футбол на любительском уровне. В семье нас двое – я и мой братик. Родители изначально хотели, чтобы братишка занимался футболом, но футбол был ему неинтересен. У нас дом находится рядом со школой, там есть стадион, вечером вся наша улица выходила играть на его поле. Как только я слышала стук по мячу, то сразу говорила маме: «Мам, я на футбол». Мне тогда было лет 8-9. Играли одни мальчики, и мне приходилось играть с ними. Знаете, я Вам скажу по секрету, что играть в футбол с мальчиками намного интереснее, потому что это стимулирует: видишь, что кто-то из них проделывает финты, отборы и стремишься развиваться и сделать это лучше них.
Так я начала играть в футбол за мужской филиал «Ивановка».
Позиция на поле:
из нападающего
во вратари
Изначально, когда я начала играть в футбол с мальчиками, толком-то по мячу не могла ударить. Старалась, тренировалась, играла в нападении… Потом как-то так само собой получилось, что я встала на ворота. Соперники атаковали, и кто-то должен был защищать ворота. И мне понравилось, так я хотя бы мяч могла потрогать. Наш ивановский филиал мужской команды «Абдыш-Ата» (я одна девочка с мальчиками), выезжали играть в Кант против женского клуба «Абдыш-Ата». И я тогда встала на ворота. Видимо, отстояла хорошо, потому что тренер меня заметил и сказал: «Все, я возьму ее на ворота».
Я хорошо помню тот день, мне по окончании матча дали грамоту и подарки как лучшему вратарю. Наверное, это меня и ободрило. Поэтому, придя домой, я твердо решила, что буду вратарем.
Мой первый тренер (спасибо ему большое и тем людям, кто верил в меня), Игорь Анатольевич Данилов сам работал с командой «Абдыш-Ата», но тренировал ребят и в Ивановке.
— Сколько лет ты уже профессионально занимаешься футболом?
— Профессионально – четыре года, а так – с детства дружу с мячом.
— Было ли у тебя когда-нибудь желание бросить этот спорт?
— Не скрою, было и такое. Когда, например, у меня что-то не получалось, были свои какие-то обиды. Думаю, в жизни каждого человека присутствуют такие моменты, своего рода испытание на прочность, можно сказать.
— Футбол, это травмоопасный вид спорта, сталкивалась ли ты с травмами в своей карьере?
— На первый взгляд, позиция вратаря кажется менее травмоопасной. Но вратари рискуют даже больше, чем полевые игроки. Вратарь может получить черепную травму, когда прыгает, защищая свои ворота. Я уже не раз ударялась головой о штангу, но, тьфу-тьфу, серьезных травм у меня не было. Было повреждение коленных связок, но я снова в строю.
— Девочки плачут на поле, дерутся, как это бывает в мужском футболе?
— Футбол – эмоциональная игра и, конечно же, без столкновений не обойтись. На поле во время игры могут слететь с языка грубые слова в порыве гнева, и тогда всё – понеслось… У девочек бывают драки похлеще мужских.
— Вратарь должен быть лидером в своей команде с железным характером?
— Да, если у тебя слабый характер, тебя просто сломают. Ведь в футболе есть свои нюансы – та же самая конкуренция приводит к психологическим проблемам. Вратарь на поле должен руководить своими защитниками, когда ставит «стенку», и его должны слушать. Поэтому лидерские качества вратарю нужны.
— Ты выступаешь за нацио-нальную сборную Кыргызстана?
— Да, я играю за Кыргызстан. Участвовала в отборочных играх на чемпионат Азии в 2013 году, сборы у нас были в Бахрейне. Тогда я была вторым вратарем. Основной вратарь у нас тогда была Светлана Покачалова. Это, конечно же, непередаваемые ощущения: когда играешь за сборную, чувствуешь гордость и радость за свою страну.
— Сейчас ты играешь в футбольном клубе «Астана» за Казахстан. Как так получилось?
— Меня и ещё нескольких девочек из Кыргызстана в Казахстан на просмотры пригласила тренер национальной сборной Казахстана. Женский футбольный клуб «Астана» только начинал создавать свою команду, и мне посчастливилось пройти отборы. Я там играю в аренде, а так – мой родной клуб «Абдыш-Ата». Все девочки у нас в команде разного возраста и приехали из разных стран. Я одна из Кыргызстана, но есть девочки из России и Украины. Наш тренер Виктор Сеник из Молдавии. Я в команде – второй вратарь. Основному нашему вратарю сейчас 30 лет, и она мне помогает в моменты, когда бывает трудно. В «Астане» я уже полгода и привыкла к режиму, команде и девочкам.
— В Казахстане женский футбол более развит, чем в Кыргызстане?
— Сами посудите: они начали собирать новую женскую команду и пригласили легионеров. Это уже о многом говорит. В Казахстане спортсменки получают зарплату, насколько я знаю, а у нас в стране футболистки играют на голом энтузиазме. Кроме «Абдыш-Аты» премии никто не выплачивал. Казахстан играет на Европу, и если наша команда выиграет казахстанский чемпионат и станет первой, то мы попадем в Лигу чемпионов. (Самый престижный европейский турнир среди лучших европейских клубов). Кыргызстан же играет на Азию, и когда твоя команда выигрывает чемпионат, то ты просто выигрываешь и все.
— Есть ли будущее у женского футбола в Кыргызстане?
— Я думаю, есть. Потому что я слежу за нашим футболом и вижу, что у нас сейчас стали играть девочки, начиная с 7-8 лет и буквально со всех регионов. Работа Федерации футбола и наших девушек впечатляет.
— Какие у тебя планы на будущее? Сейчас тебе 18 лет, думаешь учиться дальше?
— Поступать буду в Кыргыз-скую академию физкультуры и спорта. Скорее всего на тренера. Но этот вопрос мы ещё обсуждаем с мамой. К науке меня не тянет. Планы насчет футбольной карьеры: во-первых, закрепиться в основном составе команды, получать постоянную игровую практику, показать все, на что я способна, не останавливаться и развиваться.
Моя мечта – сыграть на европейском турнире, чтобы меня заметили, и уехать в Европу. Заработать денег, помочь в первую очередь своей семье. Вообще, хочу в Германию, так как там у меня живут родственники. Еще там очень развит женский футбол.
— Футбол не мешает твоей личной жизни?
— Сейчас пока у меня все связано с футболом, нет времени на личную жизнь. Но у нас в команде есть семейные игроки с детьми, и они вполне успешно совмещают и спорт, и семью. Думаю, я тоже так смогу в будущем, потому что семья для меня очень важна. В конце концов, если не получится с футболом, то хотя бы попутешествую, так говорит моя мама.
— И последний вопрос: за кого болеешь на чемпионате Европы во Франции? Кто твой любимый футболист?
— Я поддерживаю Германию. Я смотрела Кубок Америки и болела за Бразилию. Мой любимый игрок – бразильский нападающий испанской «Барселоны» Неймар.
Скромная Ангелина Гайер даже не упомянула, что дома у нее много грамот и наград как за индивидуальную игру, так и за командную. А сможем ли мы удержать нашу талантливую соотечественницу у себя в стране? Вот вопрос, на который пока трудно ответить.
Гюльзада ИТКАРАЕВА.
Фото из архива Ангелины ГАЙЕР.