Российский премьер-министр Дмитрий Медведев во время визита в Крым заявил, что у государства сейчас нет денег на индексацию пенсий. Как подсчитала Русская служба Би-би-си, пенсии на аннексированном полуострове с весны 2014 года выросли вдвое, но удвоились и цены.
«Невозможно прожить в Крыму, цены бешеные. Неправильно индексацию нам насчитывают, обижают нас, не дают 4% даже. Что ж такое 8 тысяч?» — пожаловалась пенсионерка из Крыма Медведеву.
Индексации нигде не было, заявил в ответ российский премьер. «Просто денег нет, найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения, здоровья», — завершил разговор Медведев.
За два года с момента аннексии Крыма российские власти, как и обещали,повысили выплаты пенсионерам до общероссийского уровня. В апреле 2014 средняя пенсия в Крыму составляла 5,6 тыс. рублей, к 2016 году этот показатель вырос до 11,6 тыс. рублей (средняя пенсия по России — 12 тыс. рублей).
Правда, цены на продукты при этом тоже выросли в два раза. С февраля 2014 года по февраль 2015 года стоимость продовольствия увеличилась на 72,9%, свидетельствуют данные Крымстата. С марта по декабрь 2015 года ценывыросли еще на 13,5%, то есть с февраля 2014 года по декабрь 2015 года цены в Крыму увеличились на 96%.
В правительстве Крыма объясняли: ускорение инфляции связано с тем, что слабая экономика присоединилась к более сильной. «Нам повезло с точки зрения роста уровней зарплат. Но именно этот рост зарплат и спровоцировал повышение цен. Это было выравнивание», — говорил вице-премьер Крыма Виталий Нахлупин.
По его словам, цены разгоняет в том числе логистика. Стоимость продуктов и других товаров в Крыму будет оставаться выше, чем в южных регионах России, пока не построят мост из Краснодарского края, считает вице-премьер.
Крымчанка заявила Медведеву, что жители полуострова не получили обещанной всем пенсионерам индексации. Премьер ответил, что индексации в стране нигде не было, но неработающие пенсионеры в других регионах свои 4% все же получили. Кроме того, российские власти пообещали сделать повторную индексацию во второй половине 2016 года, если будет такая возможность.
В Крыму ситуация немного другая.
Почему нет индексации
В конце марта 2014 года крымчане начали получать пенсии в рублях. Украинские выплаты перевели в российскую нацвалюту по рыночному курсу 3,8 рубля за гривну.
Затем размер этих пенсий доводили до российского уровня в два этапа. В апреле 2014 года президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому выплаты крымским пенсионерам поэтапно повысили на 100%.
1 января 2015 года все пенсии на полуострове были пересчитаны по российскому законодательству. В итоге у некоторых пенсионеров пенсия, которую они получали до этого, оказалась выше, чем та, что положена им по российским законам.
Им оставили эти выплаты, они стали называться сохраненной пенсией.
Сохраненная пенсия состоит из двух частей — пенсии, пересчитанной по российским законам, и доплаты до сохраненной величины. Пересчитанный размер пенсии индексируется, но при этом на аналогичную сумму уменьшается доплата до сохраненной величины. Поэтому крымчане с сохраненной пенсией «не видят» индексации, объясняла Светлана Горбунова из крымского отдела ПФР. Их пенсия начнет повышаться тогда, когда пересчитанный размер пенсии превысит сохраненный.
При этом индексация не покрывает даже уровень инфляции, которая по официальным данным в 2015 году составила 12,9%. Власти обещали сделать повторную индексацию, но будут ли на это деньги — неизвестно. РБК писал со ссылкой на неназванный источник, что на дополнительную индексацию пенсий в размере 8,5% потребуется 130 млрд рублей. Вице-премьер Ольга Голодецуверяла, что деньги на дополнительную индексацию в бюджете есть. Такого же мнения придерживаются в минтруда.
Куда уходят деньги
Нехватка денег в российском Пенсионном фонде — давняя проблема. Дефицит ПФР растет с каждым годом, так как постепенно увеличивается число пенсионеров и уменьшается число работников, отчисления которых наполняют фонд.
«Очень долго в пенсионной системе не проводятся важные реформы, о которых давным-давно все говорили, — констатирует экономист и член КГИ Владимир Назаров. — Не повышается пенсионный возраст, недостаточно быстро идет продвижение по досрочным пенсиям [имеется в виду отмена досрочных пенсий], в особенности пенсиям бюджетников и силового блока — это огромные деньги».
В последние два года ситуация ухудшилась: реальная заработная плата снизилась, поэтому уменьшился и объем отчислений в пенсионный фонд. Сокращать дефицит ПФР можно лишь за счет повышения налогов или отказа от повышения пенсий.
«Повышать налоговую нагрузку президент запретил до 2018 года, и это действительно не надо делать. Наращивать дефицит нет возможности, потому что нет источников его покрытия. В итоге мы пришли к тому, что правительстве не смогло проиндексировать пенсии на уровень инфляции», — говорит Назаров.
Правительство с 2014 года замораживает накопительную часть пенсии, за счет этих денег снижается трансферт из бюджета, который направляется на покрытие дефицита ПФР. Но денег все равно не хватает.
«Заморозка пенсионных накоплений не может решить проблему сбалансированности пенсионной системы. Несколько лет мы замораживали пенсионные накопления и могли выполнять обязательства по индексации пенсий на уровень инфляции, но в этому году мы этого сделать уже не смогли. Эти деньги, грубо говоря, уже съел дефицит», — резюмирует Назаров.
Скорее всего, правительство найдет деньги на дополнительную индексацию — впереди парламентские выборы и правящей партии нужна поддержка пенсионеров. Тем не менее проблемы пенсионной системы остаются. У властей почти не остается вариантов, кроме повышения пенсионного возраста, и население начали к этому готовить: на этой неделе президент Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста для чиновников.
Источник: bbc.com