На базе учебного центра «Эдельвейс» войсковой части 20636 прошла активная фаза соревнований под названием «Аскер шумкарлары-2016» («Военные соколы-2016») среди молодого летно-подъемного состава Вооруженных сил республики на звание лучшего командира экипажа, летчика-штурмана и бортового механика вертолета Ми-8МТВ.

В этот день пять экипажей, несмотря на пасмурную погоду и порывистый ветер, продемонстрировали свое профессиональное мастерство в управлении вертолетом Ми-8МТВ и практическом применении авиационных средств поражения по наземным целям во время полета.
До этого участники сдавали теоретическую подготовку, а также демонстрировали умение вести воздушную разведку погоды и выполнили полеты с выполнением обязательных упражнений.
Целью проведения авиационных соревнований «Аскер шумкарлары-2016» является повышение летного и боевого мастерства личного состава.

Здоровье – мудрых гонорар
По словам полковника Кылычбека Айдаралиева, командующего силами воздушной обороны Вооруженных сил КР, эти соревнования проводятся параллельно с практическими тренировками, которые проходят каждые полгода.
— Скажите, Кылычбек Акимович, как Вы оцениваете подготовку летных экипажей?
— Участники сегодня, как и на предыдущих этапах, показали себя хорошо. Но могли и лучше. В идеале им не помешало бы налетать еще 50 часов. Дело в том, что похожие соревнования проводятся и в России, и мы надеемся в следующем году принять в них участие. Несмотря на пасмурную погоду, мы решили не откладывать проведение этого этапа соревнований. Умение работать в тяжелых погодных условиях тоже должно нарабатываться.
— Где обучаются пилоты? Ведь в Кыргызстане авиационных училищ нет.
— У нас есть соглашение с Россией. Мы отбираем абитуриентов здесь и уже в России они учатся за счет нашего государства.
— А что мешает открыть училище здесь, в Кыргызстане?
— К сожалению, у нас небольшая численность пилотов. Для работы в авиации нужно идеальное здоровье. Тут не может особое значение играть какой-то один аспект, например, здоровое сердце. В идеальном состоянии должно быть абсолютно всё. А таких ребят, к сожалению, очень мало. Например, в прошлом учебном году одно из специализированных российских училищ выделило нам 8 мест. С огромным трудом нам удалось найти 7 бойцов, чтобы отправить их на учебу. Есть у меня несколько знакомых ребят, которые занимаются борьбой. Казалось бы, нет людей более здоровых, но это не так. Из-за неправильной нагрузки у них много проблем со здоровьем, например, защемление нервов. Такие парни к полету уже не пригодны.
Раньше институт физкультуры выпускал высококлассных специалистов, знающих свое дело. Они работали не только с уже состоявшимися спортсменами, но и вели физподготовку в школах. Сейчас многих губит профессиональная неграмотность тренеров и наставников, – заключил Кылычбек Айдаралиев.

Доброе слово и вертолету приятно
Мне посчастливилось попасть на борт одного из вертолетов во время проведения соревнований. Откровенно говоря, я готовилась к тому, что будет как в парке аттракционов, даже есть перед полетом не стала.
Но я ошибалась. То, что мы оторвались от земли, я заметила, только посмотрев в иллюминатор. Все маневры проходили так плавно, что в салоне можно было танцевать без страха упасть. Даже если вертолет, разворачиваясь, заваливался на бок (как иногда показывают в боевиках), это было понятно только по линии горизонта – так мягко, нежно и аккуратно все происходило.
Как мне рассказали после приземления координаторы соревнований, умение так управлять вертолетом оттачивается пилотами долгое время и является предметом их гордости.
Самыми неприятными были моменты пуска боевых снарядов. В этот раз это были тренировочные бомбы советского образца и неуправляемые ракеты С-5 КПБ. При их пуске закладывало уши, но это не мешало всем, кто находился в салоне вертолета, переговариваться, пересаживаться от одного иллюминатора к другому, чтобы рассмотреть, попал ли наводчик в наземную цель, и обсуждать точность попадания.
Как рассказал лейтенант Адилет уулу Борубай, командир экипажа, с которым я летала, вертолет для них – не просто техника.
— Мы часто разговариваем со своими вертолетами. Для нас это не просто машина, а компаньон со своим характером. Например, вертолету Ми-8 МТВ, на котором мы сейчас летали, летчики дали имя «Василиса Прекрасная». «Василиса», если ее хорошо попросить, может потерпеть до посадки, если есть мелкие неполадки. Несколько раз так было, что сигнальная лампа неисправности зажигалась сразу после приземления. Еще она «прощает» резкие движения, она менее чувствительна к прикосновениям к штурвалу.
— А есть ли какие-то летные приметы, которые Вы всегда соблюдаете?
— Да, их очень много. Например, стараемся перед полетом не фотографироваться, не прощаться с домашними. И обязательно перед вылетом нужно самому обойти машину, все проверить, поговорить с ней ласково, чтобы в полете нас не подвела.
— Следующий этап – выживание в горах. Вы знаете, как он будет проходить?
— Мы часто проводим учения, в том числе и по выживанию. Так что для нас это дело привычное. Сначала каждого члена экипажа десантируют в горах. Мы должны с помощью персональных карт сориентироваться и собраться в точке общего сбора. После этого нужно дойти до «финиша» – определенной точки на карте, где мы должны выйти на связь. На все это нам отведено несколько дней. С собой мы берем минимум вещей: небольшой паек, одну спичинку на весь экипаж и персональные карты местности.
— Есть ли в этом этапе элемент, который Вам лично не нравится больше всего?
— Так как я командир экипажа, то моя задача следить, чтобы все члены экипажа добрались до финиша целыми и здоровыми. Поэтому больше всего мне не нравится выбирать место для ночлега. Если выбрать его неправильно, то есть риск проснуться утром уже заболевшими или травмированными. Поэтому нужно учитывать все возможные случайности. Это требует внимания и опыта. Надеюсь, что у меня все получится, ведь раньше проблем не было.

По результатам соревнований звания «Лучший командир кипажа» удостоились военнослужащие войсковой части 23565:
— первое место – старший лейтенант Бакыт Рахманов;
— второе место – старший лейтенант Данияр Давитахунов;
— третье место – старший лейтенант Эмиль Бекболотов.
На официальной церемонии победителей наградили денежными премиями, дипломами и почетными грамотами.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.