Правительство Армении в четверг одобрило законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха. Ожидалось, что его рассмотрят в парламенте на внеочередной сессии 10 мая.

Однако, как стало известно Би-би-си, признание Карабаха не включено в повестку заседания.

Замглавы правительства Армении Шаварш Кочарян, комментируя решение кабинета министров, пояснил: «Повестка правительства предполагает одобрение не проекта закона о признании, а заключение правительства. Согласно этому заключению, признание обусловлено дальнейшим развитием ситуации. Если Азербайджан развяжет новую военную агрессию, признание Нагорного Карабаха войдет в повестку».

Позже МИД страны выпустил еще более резкое заявление, где подчеркнул, что инициатива о признании исходит от двух депутатов парламента, а заключение правительства не означает его согласия с законопроектом.

«Армения многократно четко заявляла, в каком случае признает Нагорно-Карабахскую Республику. Как предсказуемый и надежный партнер, в случае принятия подобного важного решения, президент республики Армения заранее известит своих коллег, в первую очередь, глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ», — добавили в МИД Армении.

Конфликт вокруг региона начался еще в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область, в которой жили в основном армяне, заявила о выходе из Азербайджанской ССР.

Находящийся с визитом в Праге министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что Армения «продолжает игнорировать призывы международного сообщества». По его словам, именно провокационные действия вооруженных сил Армении в начале апреля на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск «привели к невиданному в истории конфликта обострению ситуации».

При этом Мамедьяров пообещал продолжить переговорный процесс, но без «уступок в вопросе своей территориальной целостности».

Зато инициатива Еревана понравилась главе МИД России Сергею Лаврову. «Когда я был в Ереване и когда потом общался со своим коллегой по телефону, и потом, когда он в Москве был уже после событий начала апреля, мне четко подтвердили приверженность Еревана мирному урегулированию. Это означает, что статус Карабаха будет определен в контексте общей договоренности, а не в одностороннем порядке», — сказал он в среду в интервью РИА Новости и призвал «не паниковать».

Что изменит в сложившейся ситуации признание Арменией независимости Нагорного Карабаха и выгодно ли это Москве?

Григорий Шведов, главный редактор интернет-издания «Кавказский узел»:

Карабаху, конечно, нужно признание независимости. Это даст ему возможность легально претендовать на военную и политическую помощь, которую сейчас он получает от Армении неофициально. А вот Армения может потерять больше, в частности, статус посредника в Минской группе ОБСЕ. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что, так же как на украинской земле, где как будто бы нет российской военной техники, техники из Армении как будто бы нет в Нагорном Карабахе, а помощь сепаратистам не оказывается.

Сравнение с Донбассом и Луганском я считаю здесь абсолютно уместным. Признание независимости просто переведет эти процессы в другую юридическую плоскость. Но, с учетом опыта Крыма, теперь можно говорить не только о независимости Нагорного Карабаха, но и вхождении его в состав Армении.

Для Азербайджана вхождение непризнанного государства в состав Армении станет худшим вариантом. Но я не думаю, что в ближайшее время это произойдет. Идет обычное перетягивание каната – Азербайджан проводит военные учения, в ответ Армения обсуждает признание Карабаха.

Кремлю, в свою очередь, выгодно сохранить статус-кво – поставки оружия и туда, и туда. Мне кажется, Москва будет непублично пытаться договориться о том, чтобы признание независимости не случилось.

Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств:

Армения готова признать Карабах уже 20 лет. То, что если это случится, будет война – тезис, который давно продвигался и поддерживался Минской группой, которая ставила знак равенства между признанием независимости и шагом к войне. Войны никто не хочет.

Но, после того как в начале апреля Азербайджан при поддержке Турции нарушил режим перемирия, реальность изменилась, тезис изменился: война есть, признания нет. Почему Алиев пошел на провокацию – неизвестно. В результате эскалации конфликта он, конечно, увеличил популярность внутри страны, но проблемы, которые стояли перед ним как перед президентом, все равно остались.

Я уверен, что на ближайшем заседании парламент поддержит законопроект сразу в трех чтениях и дальше процесс будет развиваться. Многие страны признают Нагорный Карабах, все по очереди, включая США и Россию. Включение Карабаха как полноценного участника мирового сообщества станет залогом того, что война не возобновится, а за столом переговоров получится найти нужную формулу.