Само понятие «граффити» означает «писать, нацарапывать» и берет свое начало еще с доисторических времен, когда еще первобытный человек рисовал на стенах пещеры сцены из своей жизни. Искусство граффити прослеживается и в последующих эпохах истории искусства. Это были надписи, отпечатки рук, ног, но не их примитивное изображение, а зрительное преобразование в более сложное изображение природного и животного мира.

222В Кыргызстане современные граффити появились в середине 90-х. Тогда наряду с такими субкультурами, как эмо, хип-хоп, готы, рок-металлисты, появились и уличные художники.
Как он пришел к этому искусству, рассказал сам Евгений Макшаков.
— В конце 90-х годов ХХ века было очень модно рисовать граффити и танцевать брейк-данс. Я тоже этим заинтересовался и остался в этой сфере. Наверное, потому что у меня стало получаться рисовать. Я не доучился на дизайнера. Стрит-арт искусство для меня хобби, параллельно я работаю мастером тату. Везде стараюсь внести своё индивидуальное видение.
— Подобного рода выставка проводится в Кыргызстане впервые?
— До этого я проводил свою собственную выставку, а групповую мы проводим впервые.
— Почему решили граффити-рисунки показать именно в музее? Ведь это, в принципе, уличное искусство?
— Чтобы показать, что граффити – это тоже искусство, мы решили показать экспозиции в музее, чтобы народ по-другому мог взглянуть на это. На улице появляется множество направлений граффити, которого нет в музее, хотя, по-моему мнению, оно – полноценный продукт современного искусства. В той же Америке проходят большие художественные ярмарки, и на них представлено примерно 30 процентов работ уличных художников со всего мира.
— Если сравнивать уровень развития стрит-арт искусства в Кыргызстане и Казахстане, где оно выше?
— Сейчас все вышло на такой уровень, что все очень индивидуально. Каждый работает над своим собственным стилем и сравнивать нет смысла. Я считаю, что мы особо не уступаем ребятам из-за границы.
— А что Вы рисуете лично?
— Я рисую в основном по нескольким направлениям: абстрактные черепа, могу нарисовать и хрюшек. Они несут смысловую нагрузку, это тема аутсайдеров, так скажем, изгоев.
— Как думаете, на выставку пришли люди только Вашего круга?
— На современное искусство затащить людей не так-то просто. В зале много моих знакомых, но половину из пришедших я не знаю. Думаю, это уже хорошо.
Впрочем, обычные прохожие, девочки-дизайнеры, которые не пожелали представиться, не имеющие отношения к стрит-арт искусству думают, что все-таки граффити круче смотрится именно на улице. Ведь граффити – современное искусство, которое не стоит загонять в залы музея.

Гюльзада ИТКАРАЕВА.
Фото  www.