11 апреля 2016 года в Москве начала работу выставка кыргызстанских сельскохозяйственных товаров в агрокластере «Фуд-сити». На выставке российский бизнес без посредников знакомился с продукцией, которую могут поставлять аграрии из Кыргызстана. Сообщают, что в ходе мероприятия было заключено более 10 соглашений о поставках товаров из Кыргызской Республики в Российскую Федерацию, суммы которых не разглашаются.
Новость была позитивно воспринята в республике, поскольку показала, что «ЕАЭС, наконец, заработал». Но дело в том, что это – далеко не первый шаг, который Кыргызстан сделал на пути по завоеванию рынка новых союзников.
В течение 2015 года подобные выставки и торговые ярмарки для кыргызских предпринимателей проводились во многих городах, включая Уфу (выставка «Дары Кыргызстана» 17-21 ноября), столицу Башкирии, с которой у республики давние тесные связи. Такие мероприятия позволяют заключить массу контрактов, которые мало обсуждались на широкой публике.
В частности, в январе крупная ретейлерская сеть «Х5 Retail Group» (супермаркеты «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка») заявила, что в связи с российскими санкциями против Турции, переходит на поставки сельхозтоваров из Армении и Кыргызстана. «Кыргызские товары очень хорошие, экологически чистые продукты. Так что мы справимся и без турецких помидоров», – подчеркнул в выступлении перед прессой директор Станислав Наумов.
Аналогичную инициативу предприняла сеть российских элитных магазинов «Азбука вкуса», закупающая в Кызыл-Кие и Джалал-Абаде джемы и ореховые ассорти, которые затем реализуются минимум в 90 сетевых магазинах. Сообщается, что по итогам продаж компания-поставщик джемовполучила наградной диплом Министерства сельского хозяйства России.
Однако хоть как-то «на виду» оказываются только поставки в Москву и Петербург, а сделки с торговыми сетями в других регионах часто оказываются абсолютно неизвестны широкой публике. Например, если б не известная история с дальнобойщиком, чья фура сломалась в Якутии, никто бы не узнал, что туда из Кыргызстана поставляется хурма.
Напомним, в феврале из-за поломки машины хурма застряла в пути, потеряла товарный вид и не могла быть продана по обычным каналам оптовикам. Однако местные жители, чтобы помочь шоферу провели флеш-моб в социальных сетях и раскупили все с колес.
Кроме продовольствия на российский рынок активно продвигают другие виды продукции. В частности, речь об одежде. Изначально предполагалось, что Кыргызстан сможет поставлять преимущественно «бюджетную» одежду и конкурировать с китайским «ширпотребом». Однако последнее время кыргызстанские поставщик пытаются пробиться на рынок высокой моды. Прошлой осень российский модный журнал «Felt Fashion» опубликовал большой материал о линейке одежды от Шаухата Равхатулина из Иссык-кульской области.
Возможно, подобные проникновения в профессиональную периодику помогут и другим кыргызским поставщикам со временем завоевать внимание российских бизнесменов и потребителей.
Сейчас уже есть самые необычные примеры. Например, СМИ сообщают, что мастер из Оша Шухрат Нийзамов смог наладить производство тандырных печей по заказам из Германии и России. Несмотря на то, что товар достаточно экзотичен для российского рынка, спрос на необычные для местной среды печи все же нашелся. В том числе из-за возникающей моды на «колорит» Центральной Азии.
Общий объем экспорта в Россию из Кыргызстана в 2015 году составил более $157,3 млн, что на 28,7% больше, чем годом ранее. Рост преимущественно связан с постепенным снятием торговых барьеров после вступления республики в Евразийский экономический союз в мае прошлого года, хотя многие мероприятия в этой сфере и идут слишком медленно.
Часть новых сделок заключалась в ходе различных международных выставок и ярмарок, вроде упоминавшихся выше, часть – через «Центр единого окна в сфере внешней торговли» Кыргызстана, который регулярно публикует информация о запросах российских предпринимателей на продукцию. Среди заявленных наименований консервированные овощи, мясомолочная продукция, сухофрукты, приправы и детская одежда. В ноябре «Центр единого окна» сообщал, не называя имен компаний, об успешно заключенной сделке на поставку в Россию мяса яков, в марте 2015-го – сушеных абрикосов из Баткена.
Нельзя сказать, что результаты поражают воображение, но Россия может в силу численности населения и покупательной способности приобрести гораздо больше, а Кыргызстан – увеличить поставки. В настоящий момент у отечественного бизнеса есть шанс укрепиться на новом рынке, и его нужно использовать, насколько возможно.
Источник: StanRadar.com